«Аэрофлот»: тариф «Семейный»

Почему национальный авиаперевозчик упорно не расстается с проштрафившимся топ-менеджером, который в убыток авиакомпании помогал своей семейной фирме. Попытаемся найти ответ на этот интересующий многих вопрос.

Когда ряд руководителей энергокомпаний подали заявления об увольнении после поручений премьер-министра РФ Владимира Путина о проверках в отрасли, это обнадежило многих. Кажется, наконец-то власть и бизнес повели борьбу с так называемыми аффилированными лицами, ведь, по словам главы правительства, энергетические комплексы целых регионов оказались подконтрольны семейным кланам. Та очистительная процедура в отрасли, где практически каждое второе должностное лицо «оказалось аффилированным с коммерческими организациями», казалось бы, была призвана дать толчок в нужном направлении всей экономике страны. Но, как учит народная мудрость: «Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается». И, похоже, самое большее торможение начавшемуся процессу разгребания коррупционных семейных связей дает сейчас самый быстрый транспорт - воздушный.

История началась с того, что в начале года депутат Госдумы А. В. Корниенко послал запрос генпрокурору Юрию Чайке, в котором просил обратить внимание на попавшие в СМИ (в частности, в «Новую газету» и журнал «Эксперт») сведения о серьезных правонарушениях, совершаемых коммерческим директором авиакомпании «Аэрофлот» Андреем Калмыковым.

Судя по тому, что, по данным «Эксперта», топ-менеджер «Аэрофлота», ранее владевший туристическим холдингом «Санрайз», «только формально утратил связь с бизнесом», речь шла все о той же застарелой российской болезни - семейственности. Когда у лица, влияющего на принятие решений в крупном бизнесе, кум-сват-брат оказывались в фирмах, которым вдруг начинали оказывать всяческие преференции.

Реклама на веке

Представители генпрокуратуры, надо сказать, формально не отмахнулись от депутатского запроса и критики СМИ и провели проверку. Ведь «Аэрофлот» - это такое же национальное достояние, как «Газпром», Сбербанк и другие бренды, являющиеся символами России. К тому же Российская Федерация является главным акционером авиакомпании, владеющим 51,17 % акций общества, а значит, ее интересам кумовство могло нанести серьезный ущерб. Прокурорская проверка показала, что у «дела Калмыкова», затрагивающего сферу воздушного транспорта, те же коррупционно-родственные корни, которые Владимир Путин призвал обрубить в энергетике.

Вот какие факты довел в марте 2012 года до руководства Федерального агентства по управлению государственным имуществом первый заместитель Генерального прокурора А. Э. Буксман, потребовав принять меры по обеспечению интересов Российской Федерации при осуществлении коммерческой деятельности ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии». Позволим себе процитировать прокурора:

«В ходе прокурорской проверки установлено, что вопреки указанным требованиям в авиакомпании допускались факты реализации авиаперевозок по убыточной стоимости. Так, членом правления общества - первым заместителем генерального директора авиакомпании по оперативной и коммерческой деятельности Калмыковым А.Ю. при реализации служебных полномочий предоставлялись преференции туристическим фирмам ООО «Санрайз тур групп» и ООО «Санрайз тур» (далее - компания «Санрайз»). По его ходатайству по маршруту Москва-Анталия-Москва летом 2011 г. компании «Санрайз» передано 170 тысяч пассажирских мест (70% от общего количества). При этом авиакомпанией на перевозку одного пассажира (туда-обратно) в среднем затрачивалось 11,6 тыс. руб., а от компании «Санрайз» ей поступало 6,8 тыс. руб., почти в два раза меньше себестоимости. В результате убыток авиакомпании превысил 350 млн. руб.».

«Добреньким» по отношению к «посторонней» для него туристической фирме оказался «Аэрофлот» (по настоянию того же г-на Калмыкова) и при продаже на лето 2010 года пассажирских мест в ту же Анталию, а также по маршрутам Москва-Зальцбург-Москва и Москва-Инсбург-Москва (зима 2010/2011) и другим. Как вы, однако, уже догадываетесь, для лоббирующего чужие бизнес-аппетиты Андрея Калмыкова означенный «Санрайз» посторонним не был. Напротив, вся близкая родня, подвизающаяся на отправке туристов, грела руки за счет попустительства топ-менеджера. Не афишируя, разумеется, буквальное родство с ним душ, доящих «Аэрофлот» и его основного акционера - государство…

Уже установлено, что в Минтранс России была предоставлена недостоверная информация о конечных бенефициарах ООО «Санрайз тур». Единственным собственником компании был заявлен Фадеев А.Ю., доля которого на деле составляет 1%. Основными же владельцами - через вошедшее в холдинг ООО «Санрайз тур груп» с учредителем ООО «Санрайз эссет менеджмент» - оказались жена Андрея Калмыкова – Оксана Калмыкова (49,5%) и мать топ-менеждера «Аэрофлота» – Евгения Калмыкова (49,5%). Да и «однопроцентник» Фадеев А.Ю., за которого, как за ширму спряталась фамилия Калмыковых, тоже оказался не чужим человечком - он брат жены…

При таких обстоятельствах все сделки, совершенные ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» с компанией «Санрайз», по закону должны быть признаны сделками с заинтересованностью. «Новая газета» прямо указывает, что Андрей Калмыков может быть привлечен к ответственности. «Есть все основания полагать, что корпоративные интересы «Аэрофлота» в этом деле совпадают и с личными интересами Андрея Калмыкова», - трубят СМИ. Прокуратура требует соблюдения закона и делает вывод: «Указанное стало возможным в связи с тем, что Калмыков А.Ю. в нарушение требований ст. 82 Федерального закона не довел до сведения членов совета директоров, в том числе уполномоченных представлять интересы Российской Федерации, информацию о принадлежности компании «Санрайз» его близким родственникам».

И только один участник этой истории, что называется, и ухом не ведет. Это как раз «Аэрофлот», мимо касс которого утекли те 350 миллионов рублей, жирно подпитавшие семейный «трест» Калмыковых. Хотя Генпрокуратура требует от него «инициировать принятие советом директоров общества необходимых мер, направленных на пресечение неправомерной деятельности членов правления общества» (имея в виду, конечно, привлечение топ-менеджера к ответственности) вплоть до освобождения его от занимаемой должности. Прокуроры также предлагают «Аэрофлоту» рассмотреть вопрос ущерба, нанесенного авиакомпании от реализации перевозок по цене ниже себестоимости, и обратиться в органы внутренних дел, дав согласие на осуществление уголовного преследования по факту злоупотребления полномочиями.

Но авиакомпания в ответ мямлит про то, что в ходе прокурорской проверки «не в полной мере исследована вся совокупность финансово-экономических данных о рентабельности пассажирских перевозок на указанных маршрутах» и т.д. Переведя это крючкотворство на русский язык, мы видим позицию руководства ОАО «Аэрофлот», возглавляемого В.Г. Савельевым: черт с ними, с миллионами, не лезьте к нам! В отписках авиационного руководства доившая «Аэрофлот» фирма «Сайрайз» - лишь добросовестный агент, строго соблюдающий условия агентского соглашения на реализацию блочных перевозок; а жена и мать Андрея Калмыкова якобы не могут считаться аффилированными лицами, поскольку они лишь владельцы бизнеса, не занимающие должностей в органах управления «Санрайз тур групп». Да и вообще в «Аэрофлоте» о связи Калмыкова А.Ю. с компанией «Санрайз» знали, что подтверждается чьим-то объяснением в виде справки…

В то, что знали, верится: не мальчики же сидят в органах управления «Аэрофлота». Однако знать-то знали, но как бы закрыли глаза на ст. 83 Федерального закона, по которой сделки с заинтересованностью (в данном случае - явная заинтересованность члена правления авиакомпании Калмыкова А.Ю.) должны быть одобрены советом директоров или общим собранием акционеров.

И вообще, всю загвоздку, надо полагать, следует искать не в отсутствии какой-то информации, которая добралась даже до СМИ, а в том, что в авиакомпании с контрольным пакетом государства сквозь пальцы смотрят на аффилированных лиц и связи с коррупционным душком. И даже сейчас не хотят ничего менять! Поэтому тренд в ней обратный по сравнению с той же энергетикой, где стали увольнять проштрафившихся руководителей и должностных лиц. Видимо, прогресс в логистике авиаперевозок никак не отразился на «морально-политическом» климате авиакомпании. Деятельность ее до сих пор стиснута путами кумовства, от которых сейчас избавляется страна.

Реклама на веке
Вторая реанимация ММВБ-РТС «Шкала» Артякова?