Научно-исследовательская экспедиция «Миры на Байкале» проходила с 2008 года: ученые на двух глубоководных аппаратах «Мир-1» и «Мир-2» исследовали состояние экосистемы водоема, животный и растительный мир, тектонические процессы на дне озера. В завершение серии погружений на «Мирах» в 2009 году в районе Кругобайкальской железной дороги ученые обнаружили фрагменты железнодорожного вагона, а также ящики с патронами времен Гражданской войны и предметы быта: на поверхность были подняты разбитый сосуд и тарелка. Исследователи предположили, что это может быть поезд, на котором «белый» адмирал Колчак вывозил золото империи, сообщает РИА «Новости».
В этом году в ходе заключительных погружений вновь обследовался район Кругобайкальской железной дороги. В Фонде содействия сохранению озера Байкал сообщили, что в понедельник с «Мира-2», который пилотировал Герой России Евгений Черняев, поступил сигнал об уникальной находке на глубине 420 метров в 1,5 километра от береговой линии Байкала в районе мыса Толстый 81-го километра Кругобайкальской железной дороги.
Исследователи обнаружили блестящие прямоугольные объекты, напоминающие золотые слитки. Однако поднять их на поверхность не удалось.
«К сожалению, сегодня нам не удалось поднять на поверхность блестящие предметы, похожие на золотые слитки, обнаруженные на глубине 420 метров во время погружения в районе Кругобайкальской железной дороги. Манипулятор аппарата «Мир-2» не смог достать их из глубокой расщелины», - сообщил в понедельник «Интерфаксу» Роман Афонин. При этом собеседник агентства подчеркнул, что теперь известны точные координаты, где, возможно, лежит «золото Колчака», и дайверы смогут продолжить поиски.
Как напоминает РИА «Новости», в 1914-1917 годах около трети золотого запаса царской России было отослано на временное хранение в Англию и Канаду, а примерно половина была вывезена в Казань. Часть золотого запаса Российской Империи, хранившаяся в Казани (более 500 тонн), была захвачена 7 августа 1918 года войсками Народной армии под командованием Генерального штаба полковника Каппеля и поступила в распоряжение правительства Колчака, штаб которого находился в Омске.
Золото было погружено 31 октября 1919 года в 40 вагонов для перевозки по Транссибирской магистрали, перевозка контролировалась чехами. 27 декабря 1919 года штабной поезд и поезд с золотом прибыли на станцию Нижнеудинск, где представители Антанты вынудили адмирала Колчака подписать приказ об отречении от прав Верховного правителя России и передать эшелон с золотым запасом под контроль Чехословацкого корпуса. 15 января 1920 года чешское командование выдало большевикам адмирала и часть «золотого» эшелона. Следы оставшихся в руках «союзников» ценностей затерялись.
По мнению ряда исследователей, золото до сих пор лежит в банках Великобритании и Японии, другие полагают, что именно благодаря захваченным ценностям Чехословакия пережила небывалый экономический подъем в двадцатых-тридцатых годах прошлого века. Одновременно с этим уже более восьмидесяти лет живут легенды о том, что часть золотого запаса, вывезенного белыми из Казани, затерялась на сибирских просторах или лежит на дне озера Байкал.
Как сообщает в понедельник Фонд содействия сохранению озера Байкал, результаты работы глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2», возможно, нашедших на дне озера «золото Колчака», будут представлены на следующей неделе на Байкальском экономическом форуме в Иркутске.