Банки обяжут объяснять клиентам суть дополнительных услуг

Из-за роста жалоб граждан ЦБ настоятельно рекомендовал банкам разъяснять клиентам смысл допуслуг, предлагаемых при оформлении вкладов. При этом следует получать письменное согласие клиента и фиксировать процесс информирования на аудио и видео. Такие меры выглядят оправданными на фоне вскрывшихся в 2016 году масштабных махинаций.

Накануне в регуляторе опубликовали рекомендации для финансовых учреждений, которым те должны следовать при получении накопительных вкладов от физических лиц. Порядок был разработан после того, как резко увеличилось количество жалоб россиян, пострадавших от навязывания финансовых инструментов, которые те приобретать принципиально не желают. Чаще всего такое навязывание происходит, когда клиент кладет средства на счет либо намерен их снять. Банковские работники подробно не объясняют, с какими рисками сопряжен тот или иной инструмент.

В силу недостаточной финансовой грамотности многие клиенты не могут с ходу определить, попадает ли та или иная услуга под страхование вкладов. В результате многие вкладывают средства в программы, страховые выплаты по которым не предусмотрены. Если банки не будут утаивать соответствующие сведения, россияне реже станут терять сбережения, а доверие к финансовой системе со стороны граждан возрастет, уверены в Банке России.

Регулятор прописал довольно строгую процедуру информирования. Клиенты должны будут расписаться в том, что ознакомились со всеми нюансами предлагаемого им инструмента, а также сопряженными рисками. Также граждане должны быть уведомлены о юридическом поставщике инструмента и понимать, сотрудничают они с банком либо дочерней или партнерской инвестиционной структурой, которая в программе страхования вкладов априори не участвует. Всю беседу, посвященную разъяснению клиенту нюансов сотрудничества, банкирам настоятельно советуют записывать на видеоносители.

Реклама на веке

Ужесточить требования к процессу информирования клиентов в Центробанке решили после того, как выяснилось, что два проблемных банка фактически без ведома клиентов перевели их в дочерние структуры. Речь идет о ВУЗ-банке и Татфондбанке. Первый поделился вкладчиками с финансовой компанией «Лайф», второй – с инвестиционной компанией «ТФБ-Финанс». Людям сам факт перевода не оглашали. Более того, при подписании договоров они не сомневались, что второй стороной выступают указанные банки.

Эксперты считают, что залогом реальной ответственности банков является запись на видео разъяснительных бесед с клиентом, поскольку расписаться на документе многие россияне могут, не вникая в его смысл, уверен глава коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры" Евгений Корчаго.

Реклама на веке
В России могут восстановить страхование от потери работы История с московскими закупками молочных продуктов