В России привычны крайние позиции – "платить, хоть потоп" и "не платить, хоть потоп". Но это лишь усугубляет проблемы, и не только должников. Для банков "непосильные долги" граждан ведут к ограничениям в выдаче новых кредитов и новым издержкам. Подключаются коллекторы и приставы. Экономика теряет потребителя, а социальная напряженность растет.
Да, банкротство как законное освобождение от требований кредиторов при их частичном удовлетворении ("списание долгов") все больше применяют в России. В I квартале 2019 года процедура банкротства была введена для 13308 граждан, что в 1.5 раза больше, чем за тот же период 2018 года (8965 процедур). При этом количество потенциальных банкротов выросло на 10.6%. Кроме того, примерно в 9 из 10 банкротств инициаторами выступают сами граждане.
Однако, даже когда долг становится непосильным, многих добросовестных заемщиков от "нового старта" останавливают предвзятость ("это клеймо") и мифы. Например, многие считают, что банкротство невозможно, "если долг менее 500 тысяч или нет просрочек", а также "если нет имущества или официального дохода". Распространен и миф о том, что "в банкротстве будет изъято все имущество и весь доход". Очевидно, повышение правовой грамотности – необходимый шаг как для отрасли в целом, так и для каждого должника.
А главное препятствие – высокая цена банкротства, большая часть которой идет на оплату услуг посредников. Но посредники – не практики. По закону, вести процедуры вправе исключительно Арбитражные управляющие. Такое участие посредников не оправдано, поскольку ведет не просто к удорожанию, но и к усложнению, к непрозрачности банкротства. И, в итоге – снижает его доступность.
Вероятно, банкротство будет развиваться подобно другим отраслям, где замещение посредника онлайн-сервисом решает эти проблемы. Многие давно делают заказы через Интернет, записываются на прием через "Госуслуги" и вызывают такси через приложение на телефоне. Кроме того, судами успешно используется система "Электронное правосудие", что позволяет упростить и удешевить банкротство для граждан. И, судя по всему, в ходе развития банкротства мы увидим появление практических курсов и онлайн-сервисов, подобных biletiz.online.