Марта Фарах выдвинула предположение, что детство, полное лишений, ведет к неполноценному физическому развитию мозга. Это подтвердили и некоторые исследования. Фарах заинтересовалась связью между социально-экономическим статусом и когнитивными успехами детей, когда начала приглашать нянек, которые были беднее и хуже образованны, чем она. Оказалось, что их дочери и сыновья, племянницы и племянники начинали жизнь явно с таким же потенциалом, как и дети с высоким достатком, но с течением времени их пути расходились.
Выяснилось, что у детей в слоях с низким и средним социально-экономическим статусом совсем иное представление о мире. Это привело Фарах к постановке нескольких экспериментов для проверки когнитивных функций - языка, памяти и визуальной обработки - у детей с низким и средним социально-экономическим статусом. Она обнаружила, что дети с низким социально-экономическим статусом стабильно показывали худшие результаты по сравнению с детьми со средним социально-экономическим статусом в тестах на память, язык и планирование. Нетрудно увидеть, как это приводит к менее лучезарному будущему.
В ходе исследований также выяснилось, что даже короткий период бедности может негативно отразиться на когнитивном развитии ребенка. Позже все прочие проблемы, связанные с неимущей жизнью: недостаток железа, плохое питание, матери, которые употребляют наркотики, курят и пьют во время беременности - снижают школьные успехи точно так же, как отсутствие игрушек и книг. Это подтверждает мысль, что бедная (в любом смысле) атмосфера притупляет ум.
Люди с хорошим финансовым здоровьем, наоборот, обладают лучшим физическим здоровьем (и живут дольше), чем те, кто ниже в социальной иерархии. В таком случае бедность причиняет детям вполне конкретный вред, изменяя их мозг.