В комиссии Белого дома по законопроектной деятельности огласили вердикт на предложение парламентариев, которые настаивали на введение моратория на розничную продажу спиртных напитков торговыми точками, которые располагаются в многоквартирных домах, независимо от того, является ли помещение магазина встроенным в многоэтажку, либо оно было пристроено позднее. Авторами инициативы, предусматривающей пересмотр федерального закона о государственном регулировании производства и оборота спирта, выступили представители думской оппозиции из КПРФ во главе с Сергеем Обуховым и Валерием Рашкиным.
Депутаты настаивали, что на данный момент алкогольные напитки в России находятся в избыточной доступности, а торговля такой продукцией в жилых домах противоречит интересам жителей, ведущих здоровый образ жизни, и страдающих от различных нарушений общественного порядка, допускаемых нетрезвыми лицами. Коммунисты также сослались на статистику МВД, согласно которой 32% уголовно наказуемых преступлений в РФ совершается пьяными лицами.
Однако в отзыве, завизированном зампредом правительства Сергеем Приходько, отмечается, что депутаты воспользовались терминами, которые не закреплены в законах. Речь идет о тех самых встроенных и пристроенных помещениях магазинов. Кроме выявления сугубо формальных недостатков, в кабмине напомнили, что торговля спиртным является залогом рентабельности малых торговых точек, которые работают в формате «магазин у дома». За счет наценки на алкоголь эти же магазины отпускают хлеб, колбасу и крупы по социально доступным ценам.
Если из легального оборота таких торговых точек алкоголь будет изъят, то добросовестные магазины вынуждены будут закрыться, следствием чего станет резкое уменьшение числа продмагов вблизи многоэтажек. Параллельно ниша в торговле спиртным, освободившаяся из-за ухода с рынка малых магазинов, начнет заполняться поставщиками контрафактной продукции, считают в правительстве. Отметим, как подсчитали в Центре исследований федерального и региональных рынков алкоголя, в отдельных субъектах выручка от продажи спиртного составляет до 50% от оборота малых торговых точек. В среднем они продают пиво, водку и вино на 10% дороже, нежели супермаркеты и гипермаркеты.