Резко обрушившийся на регионы дефицит бензина вызвал серьезное беспокойство в российском правительстве. Премьер-министр РФ Владимир Путин уже дал задание профильным министерствам и ведомствам заняться данной проблемой и выявить ее причины.
Под контроль ситуацию уже взяли Минэнерго и правительственные комиссии в области нефтянки. В Минфине «Веку» заявили, что виной всему некорректная политика ФАС в сегменте регулирования цен на светлые нефтепродукты. Это может вызвать не только дефицит, но и полное исчезновение моторного топлива.
«Действительно, на внутреннем рынке топлива существуют проблемы с поставками. Основная причина – сокращение объемов предложения бензина и дизельного топлива со стороны НПЗ, причем, эта проблема характерна для большинства российских регионов. В условиях жесткого контроля над ценообразованием на рынке топливной розницы со стороны госрегуляторов вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) более заинтересованы в использовании благоприятной внешней конъюнктурой на рынках нефти и нефтепродуктов, где давления на цены не оказывается. То есть, крупные нефтяные компании за счет увеличения объемов экспорта компенсируют выпадающую в сетевой рознице маржу, в то время как АЗС, не относящиеся к ВИНК, зачастую испытывают серьезные проблемы в сфере поставок топлива», - заявил «Веку» управляющий фондом «Финам Нефтегаз»Роман Беседовский.
По словам Беседовского, негатив ситуации состоит в том, что рост стоимости топлива способен стать катализатором инфляционных процессов, спровоцировав рост цен на широкий ассортимент продукции. На посевной рост цен на нефтепродукты тоже скажется, но в меньшей степени – власти традиционно будут управлять ситуацией в «ручном режиме», ограничив маржу поставщиков топлива.
«О пересмотре экспортных пошлин пока речи не идет, однако правительством могут быть приняты какие-то очередные меры сдерживания роста цен и регулирования ситуации на топливном рынке. В предвыборных условиях власть вынуждена достаточно жестко реагировать на подобные процессы. В этом смысле Москва будет находиться на особом контроле и здесь власть постарается не допустить перебоев с поставками топлива. К тому же московский рынок в значительно меньшей степени монополизирован, чем, скажем, рынок Алтая, где сложилась наиболее сложная ситуация», - отмечает аналитик.