Ряд крупных российских кредитных организаций с недавнего времени требуют от клиентов указывать цель перевода личных средств. О новом требовании в беседе с «Известиями» сообщили клиенты «Сбербанка», «Бинбанка» и других финучреждений. Работники банков связываются в телефонном режиме с гражданами, которые осуществляли за последний месяц переводы на сумму до 1 тыс. рублей, и требовали документально обосновать указанные транзакции. Как правило, получателями денег выступали другие физические лица.
Одна из собеседниц газеты говорит, чтобы избежать блокировки карты, ей пришлось через мессенджер сбросить сотруднице колл-центра письменное указание причин перевода денег, а также выписку со счета, подтверждающую происхождение денег. Другой обратившийся в газету житель столицы рассказал, что его попросили сфотографировать собственные карты, между которыми он проводил переводы денег. До передачи фотографий все задействованные в транзакциях карты заблокировали.
Пресс-службы упомянутых банков ситуацию комментировать не стали. А в пресс-службе Банка России отметили, что борьба с мошенническими операциями предусматривает обращение работников банка к клиенту в случае, если перевод денег вызывает подозрения, и может осуществляться без согласия собственника карты. Однако банк не вправе запрашивать происхождение денег или назначение перевода. Задача финучреждения – получить подтверждение или отрицание того, что владелец карты осуществлял указанную транзакцию. Пока массовых обращений россиян на блокировку карт из-за переводов на карточки других физлиц не отмечается.
Финансовый аналитик «БКС Премьер» Сергей Дейнека отмечает, повышенное внимание к переводам на сумму до 1 тыс. рублей банки могут уделять ввиду того, что такие транзакции активно используются предпринимателями для приема оплаты за товары и услуги. Подобный «эквайринг» позволяет им уклониться от налогов. Советник предправления ассоциации «Финансовые инновации» Мурад Салихов подтверждает, тем не менее, права банков ограничиваются получением от владельца карты устного подтверждения перевода. Если же работники кредитных организаций запрашивают некие документы, на них можно подавать в суд, говорит специалист.