Одной из первых отечественных компаний, предупредившей инвесторов о том, что антиофшорная политика может навредить бизнесу, стала РЖД. Так, представитель оператора российских железных дорог пояснил «РБК daily»: деофшоризация может привести к аннулированию соглашений об избежании двойного налогообложения и другим способом повлиять на налоговую практику в РФ. Причем, прежде всего план Минфина ударит не столько по самой госкорпорации, сколько по контрагентам компании.
«В разделе риск-факторов наша задача максимально охватить все риски, чтобы избежать потенциальных судебных исков о дезинформации инвесторов. То есть мы указываем в данном разделе не существенные риски, а все возможные, потенциальные, маловероятные и даже теоретические», - объяснили в РЖД.
Беспокойство бизнеса вызвано планом Минфина по деофшоризации российской экономики из 21 пункта, в ходе реализации которого в оборот могут быть введены такие понятия как «контролируемые иностранные компании», «налоговое резидентство организации» и «фактический получатель дохода».
Изменения коснутся российских компаний, которым придется платить налог на прибыль, ранее отходивший «дочкам» в теплых офшорных гаванях. Кроме того, новый законопроект позволит отслеживать финансовые структуры и холдинги, не имеющие постоянного представительства в России. А введение понятия «фактический получатель», под которым подразумевается собственник доходов, позволит вне зависимости от соглашений о двойном налогообложении применять ставки российских налогов на дивиденды и роялти.
В налоговом законодательстве существует понятие, схожее с понятием «бенефициарный собственник». Однако оно признано не совсем точным: бенефициаром может быть российский бизнесмен, но дивиденды получает компания в офшоре. Поэтому планируется введение нормы, при которой налогом будет облагаться именно тот, кто получает прибыль. К слову, уже сейчас Россия требует, чтобы иностранная компания, применяющая налоговую льготу к доходам, полученным в нашей стране, была именно «бенефициарным собственником». Правда, наблюдатели предупреждают: при слишком суровых правилах игры могут пострадать и легальные схемы бизнеса, не стремящегося уйти от налогов.
Минфин также предлагает обнулить планку по суммарному критерию для признания сделок контролируемыми ФНС, в случае если бенефициар или одна из сторон сделки «прописаны» в офшоре (сейчас этот критерий составляет 60 млн. рублей). Это позволит избежать схем дробления бизнеса и «поймать» доход, утекающий из сферы трансфертного ценообразования, однако налоговикам придется наладить систему для отслеживания большого потока внешнеэкономических сделок.
Наконец, финансовое ведомство вспомнило о своей давней идее расширить доступ ФНС к сведениям «аудиторской тайны». Ранее Минфин уже предлагал соответствующие поправки в Налоговый кодекс, которые позволят получать от аудиторов конфиденциальную информацию о налогоплательщиках.
Сегодня же стало известно, что с целью вернуть рынок из офшоров Минфин планирует закрыть лазейки, позволяющие не платить в российскую казну деньги от сделок с продажи отечественной недвижимости. Причем, автором этой идеи стала мэрия Москвы - города с самыми дорогими землей и зданиями в стране, пишут «Ведомости». За последние годы инвесторы активно вкладывались в эту отрасль - в минувшем году вложения в коммерческую недвижимость выросли на $2 млрд. и составили $7 млрд. Однако налог с дохода платится за рубежом, так как, по сути, продается формальный владелец - некое ООО или вовсе иностранная «материнская компания».
В настоящее время иностранцы обязаны платить налоги с доходов от продажи российской компании, если более 50% ее - недвижимость. Но бизнес, экономящий на налогах, умудряется обходить эту схему, например, удлиняя цепочку сделок. Многие крупные объекты недвижимости в России сменили владельцев за счет того, что сделки проводились в офшорах, которые не торопятся делиться информацией с российскими налоговиками.
Однако ряд налоговых соглашений все же позволяет пополнять бюджет РФ. «Например, если продается люксембургская компания, которая прямо или косвенно владеет российской недвижимостью, налог нужно платить в России. Похожая норма есть и в соглашении с Кипром: правда, в ней нет уточнения про косвенное владение, и она вступит в силу лишь с 2017 года», - отмечают СМИ.
Как сообщается, проекты перечисленных поправок в Налоговый кодекс будут внесены в Госдуму в начале нынешнего года. Таким образом ведомство Антона Силуанова намерено исполнить поручение Владимира Путина, который в декабре 2013 года призвал «прижать» уклонистов от уплаты налогов. Президент отметил: доходы компаний, зарегистрированных в офшоре, но принадлежащих россиянам, должны облагаться налогом по российским законам и в интересах российского бюджета.
По словам аналитика УК «Атон-менеджмент» Дмитрия Голубовского, подобные меры соответствуют общемировому тренду. С налоговой оптимизацией сейчас борются все страны, испытывающие бюджетные проблемы, сообщил эксперт «Веку».
«Однако, в случае с Россией не лишне было бы задаться вопросом: в чем причина повального бегства бизнеса в офшоры? Проблема в том, что в условиях существующей в РФ фискальной системы с учетом административного давления вести дела открыто в российской юрисдикции для многих бизнесов просто невозможно. Рентабельности не хватит, - говорит Голубовский. - Кроме того, на офшорную компанию кредиты берутся в иностранных юрисдикциях, зачастую на гораздо более выгодных условиях, чем в российской банковской системе, которая, к тому же, в последнее время испытывает значительные трудности. Наконец, собственность часто регистрируют на офшоры просто потому, что защитить право собственности там вполне реально, в отличие от российских условий».
Выдавливание бизнеса из офшоров наверняка даст Минфину дополнительные доходы, согласен эксперт. «Но едва ли это будет способствовать развитию предпринимательства в России, если не будут параллельно сделаны разумные шаги, направленные на защиту собственности и капитала собственно в России, а также шаги, направленные на ослабление налогового гнета. Без пряников кнут не будет эффективен. В конце концов, не все компании и предприниматели настолько тесно связаны с Россией, что будут вынуждены подчиниться новым правилам. Многие просто прекратят свою деятельность здесь, забрав свои деньги, чтобы начать работать там, где им комфортнее», - предупреждает Голубовский.
Аналитик ИХ «Финам» Антон Сороко, напротив, считает, что план деофшоризации российской экономики - правильное и своевременное начинание, соответствующее общемировому тренду. «В Европе и США также борются с уходом капитала в тень, - заявил эксперт «Веку». - Работа над возвращением капитала в страну должна проводиться комплексно, поэтому в сумме предложения Минфина можно назвать положительными для экономики. Тем более, некоторые компании (к примеру, US Rusal) уже объявили о том, что перенесут свои денежные потоки обратно в Россию. В такой ситуации внимание налоговиков могут привлечь более мелкие частные структуры, которые не последуют примеру более крупных компаний».
С другой стороны, говорит Сороко, обилие информации, которое будет открыто ФНС, может быть избыточным, из-за чего у ведомства просто не хватит ресурсов на проверку всех поступающих данных. «Не думаю, что тут стоит говорить об ужесточении условий ведения бизнеса в РФ - все-таки использование офшорных компаний давало неоспоримое преимущество перед конкурентами и в то же время не давало надежд государству на получение налоговых поступлений, - напоминает аналитик. - Вместе с тем, для формирования устойчивой тенденции по выходу российских компаний из офшоров необходимо параллельно работать над сокращением административных барьеров для МСБ и над повышением гибкости налогового законодательства в низкорентабельных отраслях экономики».
«На мой взгляд, Минфин предлагает очень эффективные меры, которые помогут в борьбе с отмыванием денег, - заявила «Веку» аналитик «Альпари» Анна Кокорева. - Фактически российский завод, которым владеет бизнесмен, как правильно сказано в статье, стоящий за семью офшорными компаниями, направляет некий процент от чистой прибыли на дивиденды, малая доля достается миноритариям, а все остальное возвращается в карман бизнесмена через офшоры. Чаще всего эти деньги не идут на реинвестирование бизнеса, а оседают на личных банковских счетах. Получается, что государство, дающее возможность вести бизнес на своей территории, остается в дураках. Поэтому мера правильная, ведешь бизнес в России - плати налоги в России».
Подобная инициатива будет способствовать притоку денежных средств в Россию, увеличит налоговые отчисления, а, значит, вырастут доходы федерального бюджета, поясняет эксперт.
«По данным РАН, в офшоры из нашей страны ежегодно вывозится не менее $50 млрд. легально и $15-20 млрд. с применением сомнительных схем, - говорит Кокорева. - Об аудиторах надо сказать следующее. По завершению налогового периода крупные и не очень фирмы, преследуя разные цели, приглашают аудиторов «причесать» бухотчетность. Чаще всего цель аудиторской проверки: привести бухгалтерский баланс в такую форму, чтобы налоговые органы не смогли ни к чему придраться. Выявленные нарушения, дыры в балансе и утечки денежных средств, выявленные в ходе проверки, аудитор держит в тайне. На мой взгляд, это не правильно, фактически это сокрытие преступления».
Анна Кокорева также рассказывает: крупные аудиторские компании могут под заказ придумать вам офшорную схему, которая поможет легально уходить от налогов. Впрочем, сами аудиторы от подобных заявлений открещиваются.
«Условия вести крупный бизнес честно и при этом зарабатывать в стране есть, никто намеренно его не душит, бизнес сам плюет в колодец, из которого пьет. Трудно в нашей стране приходится малому и среднему бизнесу - для них по прежнему нет условий, - считает аналитик. - Добавлю, что офшоры - это риск. Кипрский кризис это подтвердил. Падение банковской системы на Кипре пошатнуло здоровье российских предприятий, которые держали там свои деньги. Поэтому деофшоризация - путь к стабильности. Экономика страны не должна страдать из-за личных интересов отдельных ее граждан».
Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов напоминает: Минфин отвечает за бюджет Российской Федерации. По словам эксперта, дефицит бюджета в прошлом году составил 310,52 млрд. рублей или 0,5% от ВВП. Тогда как в 2012 году он был всего 12,82 млрд. рублей или 0,02% от ВВП. «В последнее время в нашей стране резко замедлились темпы роста. В связи с этим появилось много экономических проблем. Самый очевидный путь их решения заключается в увеличении собираемости налогов и сокращении объемов вывоза капитала за рубеж, - пояснил Лукашов «Веку». - Собственно, для этого Минфин и затеял деофшоризацию. Я полагаю, что от нее, несомненно, будет эффект - доходы бюджета увеличатся. Бизнесу это, разумеется, не нравится. Любой нормальный капиталист принимает «в штыки» саму мысль об ограничении собственной прибыли. Однако ничего тут не поделаешь - бюджетники тоже хотят кушать.
Я не думаю, что бизнесмены будут особо переживать насчет так называемой «аудиторской тайны». Налоговые органы и ОБЭП и так могут получить любую нужную им информацию о компании. Тогда как аудиторам, как правило, предоставляются только необходимые данные, а не все имеющиеся. И вообще, в большинстве случаев аудит - дело добровольное».