18+
  1. Интернет-рынок РФ теряет «экспрессы»

Интернет-рынок РФ теряет «экспрессы»

Интернет-рынок РФ теряет «экспрессы»
Изменение правил таможенного оформления, похоже, оставит многих покупателей иностранных интернет-магазинов без посылок. Сразу семь операторов: DHL, DPN, «Пони Экспресс», СПСР, TNT, FedEx и UPS прекращают доставку в Россию экспресс-грузов, содержащих товары для личного пользования. Но таможенники уверяют, что их вины в этом нет.

Как сообщают СМИ, власти фактически перекрыли россиянам доступ к популярным зарубежным сайтам, за счет которых удавалось значительно экономить на приобретении техники, одежды или игрушек, не переплачивая втридорога в отечественных магазинах.

Крупнейшие операторы прекращают работу с Россией - в части доставки товаров личного пользования. Об этом говорится в письме от 20 января 2014 года Ассоциации экспресс-перевозчиков (АСЭП) своим контрагентам - иностранным магазинам. В качестве причины называется значительное усложнение с нового года процедуры таможенного оформления этих посылок, что «делает невозможным оказание компаниями - членами АСЭП сервиса, ожидаемого клиентами».

Документ подписал президентом АСЭП Владимиром Саркисовым, который пояснил, что письмо еще согласовывается и «каждая фирма будет сама для себя принимать решение о прекращении доставки в Россию экспресс-грузов физлицам».

По данным «Коммерсанта», FedEx прекратила доставку заказов частным лицам еще 21 января, а вице-президент по операционной деятельности DHL Express в России Юрий Шевченко сообщил «Веку» о том, что компания уже с 2010 года не импортирует в Россию грузы в адрес физических лиц, за исключением нескольких проектов. Напомним, сейчас DHL Express отправляет посылки с покупками из 39 интернет-магазинов, например, популярных Net-a-porter.com, Amazon.com, Shopbop.com.

«С 27 января 2014 года компания приняла решение полностью прекратить импорт в Россию всех грузов для личного пользования, - говорит Шевченко. - С января 2014 года список документов для декларирования экспресс-грузов в адрес физических лиц увеличился и пополнился новыми требованиями. В сложившихся обстоятельствах объемы прибывающих экспресс-грузов значительно превышают количество грузов, выпускаемых в свободное обращение. Скорость, качество и надежность являются неотъемлемыми составляющими сервиса DHL Express. Для поддержания высоких стандартов обслуживания компания приняла решение о прекращении ввоза грузов для физических лиц из-за границы».

Представители DHL также отметили: грузы в адрес юридических лиц доставляются оператором без каких-либо изменений и ограничений, а все грузы DHL Express, поступившие в Россию в адрес физических лиц до 26 января включительно, будут оформлены и доставлены при предоставлении получателем требуемых документов, подчеркнули в компании.

В пресс-службе UPS заявили, что новые правила, введенные российскими властями, осложнили работу всех операторов экспресс-доставки и привели к значительным задержкам при доставке товаров личного пользования частным лицам. Иными словами, гора посылок растет на таможенных пунктах.

Российские власти неоднократно говорили о своем желании более жестко контролировать рынок интернет-торговли, особенно зарубежных покупок россиян. Тем более, это довольно серьезные деньги: ежегодно поток посылок из-за рубежа растет на 50%, а в 2012 году в РФ было импортировано, по данным ФТС, 7 млн. посылок на общую сумму 2,8 млрд. евро. В декабре прошлого года глава Минфина Антон Силуанов предложил ограничить беспошлинный ввоз на импортные товары суммой в 150 евро вместо нынешних 1000 евро.

Напомним, по действующим правилам пошлинами не облагаются посылки до 1000 евро и (или) весом до 31 кг в месяц. Ранее для растаможки получателю груза достаточно было отправить копию российского паспорта, подтверждение заказа (Order confirmation), который высылался интернет-магазином, и изображение заказанных товаров в виде принт-скрина с сайта интернет-магазина. Превышая лимит, заказчик платил 30% от покупки.

Теперь же, по данным некоторых СМИ и экспресс-перевозчиков, ФТС указывает в числе необходимых для оформления посылки документов копию паспорта с регистрацией, заказ из интернет-магазина, фото заказанного, а также оригинал выписки с банковского счета с указанием интернет-магазина как получателя платежа, подлинники договора на оказание услуг по таможенному декларированию и копию банковской карты. Ранее такие требования касались лишь товаров стоимостью свыше 1000 евро.

Однако в пресс-службе ФТС России «Век» заверили: правила остаются прежними, а подобные жалобы от экспресс-перевозчиков (на ужесточение таможенного законодательства - ред.) они слышали и ранее.

«Все осталось на прежнем уровне: не облагаются налогом грузы стоимостью до 1000 евро и весом до 31 кг, - сообщила представитель пресс-службы ФТС Наталья Карасева. - ФТС не имеет права самостоятельно вносить коррективы в существующее законодательство. Я в этом случае не могу комментировать позицию коммерческих фирм, но мы с подобным уже сталкивались».

Так или иначе, но просто так семь крупных игроков не уходят с растущего рынка. «Если Минфин России надеялся таким образом пополнить бюджет - он явно просчитался. После ухода основных экспресс-операторов из России объем покупок из иностранных интернет-магазинов значительно снизится, - пояснил «Веку» источник, близкий к ситуации. - Если власти хотели таким образом поддержать «Почту России» (в 2011 году доля DHL на рынке почтовых посылок страны составляла 40%, и это больше, чем у ПР - ред.) - то тоже мимо. С российским почтовым оператором большинство серьезных интернет-магазинов вряд ли будут работать - не то качество и сроки доставки. Тот же DHL доставлял товар из США через Европу за три-четыре дня (с растаможкой), а «Почта России» письмо с севера Москвы на юг может доставлять неделю. Об этом не раз уже говорилось и писалось».

По мнению аналитика УК «Атон-менеджмент» Дмитрия Голубовского, похоже, это делается в интересах интернет-ритейлеров рунета, у которых есть свои оптовые логистические схемы поставок из-за рубежа, причем, зачастую серые, в обход таможни. «Они лишаются иностранных конкурентов из-за того, что поставки из-за рубежа теперь не осуществляются, и это гораздо более значимо, чем неудобства, которые доставит им «Почта России», - пояснил эксперт «Веку». - Они получат весь тот рынок в России, который занимали иностранцы, из-за того, что доставки из-за рубежа больше нет. Государство выиграет, если на них замкнется больший товарооборот, но они могут и не показать его. Ну, а потребители проиграют».

Последние новости