В европейском сообществе не намерены утверждать антииранские ограничения в качестве реакции на крушение пассажирского лайнера Международных авиалиний Украины. По словам источников ТАСС в дипломатических структурах Евросоюза, на данный момент введение санкций в Брюсселе считают преждевременным. Источники агентства отмечают, что в ЕС не намерены предпринимать резкие шаги до публикации итогов расследования катастрофы Boeing. То обстоятельство, что Тегеран подтвердил вину своих военных в падении самолета, является положительным, добавил собеседник ТАСС.
Инсайдеры надеются на то, что расследование будет проведено в кратчайшие сроки. Ситуацию с крушением самолета Совет Евросоюза по иностранным делам намерен рассмотреть уже через неделю, 20 января. Тогда же в Брюсселе планируют озвучить возможные ответные меры. Также в рамках мероприятия состоится дискуссия о перспективах сохранения подписанного в 2015 году Договора о совместном плане действий по ядерной программе Тегерана.
После того, как власти Исламской Республики признали ответственность за падение украинского лайнера, Евросоюз потребовал от Ирана сделать все необходимое для упреждения подобных трагедий в будущем. Катастрофы, подобные нынешней, никогда не должны повториться, подчеркнули во внешнеполитической службе ЕС. В Брюсселе также напомнили, что с уважением относятся к обещаниям иранского президента Хасана Роухани. В Евросоюзе надеются, что Тегеран будет сотрудничать с международными органами при расследовании обстоятельств крушения лайнера. Оно должно быть выполнено в соответствии с мировыми требованиями.
О заинтересованности государств Старого Света в сохранении договоренностей по иранской ядерной программе заявил и президент Франции Эммануэль Макрон, отметив, что Париж и Москва выступают за дальнейшее выполнение соглашений. Судьбу сделки Макрон в телефонном режиме 12 января обсудил со своим российским коллегой Владимиром Путиным. Накануне о поддержке соглашения, завизированного в 2015 году, заявили также внешнеполитические ведомства Германии и Великобритании.
Напомним, что Тегеран прекратил выполнять часть условий договора после того, как в прошлом году свою подпись под соглашением в одностороннем порядке денонсировали США. В начале января в Иране заявили, что отказываются от соблюдения лимитов на обогащение урана до тех пор, пока американские санкции в отношении страны остаются в силе. Если же ограничения будут отменены, обогащение урана вновь будет проводиться в параметрах, оговоренных договором.
Между тем, международные эксперты озвучили свою версию событий, которые привели к попаданию иранской ракеты в пассажирский лайнер. По мнению старшего аналитика исследовательской компании Teal Group Стивена Залога, система противоракетной обороны Ирана управляется недостаточно эффективно, а обслуживающие ее военные допустили ряд ошибок. Оператор отдал команду на поражение лайнера ракетой прежде, чем соответствующую операцию одобрило командование ПВО, отметил эксперт в беседе с Bloomberg.
Залог также подтвердил, что особенности иранской ПВО не позволяют дифференцировать гражданские лайнеры, ракеты и военные самолеты противника. Поэтому Boeing действительно мог быть определен как вражеский объект. Учитывая то, что характер воздушного объекта точно определен не был, оператор обязан был запросить у командования разрешение на ракетный удар. Также, отмечает аналитик, спутать лайнер с крылатой ракетой США было достаточно сложно, поскольку высота полета американской боеголовки составляет около 100 футов, что значительно ниже высоты полета Boeing.
Эксперт Королевского Объединенного института оборонных исследований Великобритании Джастин Бронк, в свою очередь, настаивает на том, что военные обязаны были мгновенно отличить лайнер от ракеты, поскольку траектория и скорость этих воздушных объектов кардинально отличаются. Немаловажно, что кроме зенитно-ракетного комплекса, который нанес удар по Boeing, воздушное пространство над Тегераном мониторили другие системы, которые обязаны были проинформировать оператора системы ПВО о том, что спорный объект является гражданским.
Отметим, ранее командир иранских Военно-космических войск Амир-Али Хаджизаде заявил, что оператор не дождался одобрения ракетного удара, поскольку связи с командованием на момент принятия решения у него не было, а на то, чтобы сбить подозрительный объект, у сил ПВО имелось только 10 секунд.
Примечательно, что иранские военные, говоря о проблемах со связью, упоминают о том, что она подавлялась, проще говоря глушилась, третьей стороной, что и привело к ряду сбоев в работе ПВО. Вопрос о том, кто эта третья сторона, почему-то тщательно обходится мировыми СМИ. Утверждение же о том, что иранские военные что-то там должны были сделать безошибочно и сразу, не является таким уж бесспорным, учитывая то, что гражданские самолеты сбивали и военные США, не считая при этом необходимым извиняться.