По данным издания, банки при выдаче кредита теперь обязаны предупреждать граждан о присутствующей сумме страховки. Им запрещено навязывать страхование и отказывать в выдаче кредитных средств при отказе от оформления страховки. В случае, когда клиент не желает оформлять страховой договор, банк обязан предоставить кредит на такую же сумму и на такой же срок без страховки. Исключениями из этих правил являются случаи, когда при оформлении займа законом предусмотрено обязательное страхование. К примеру, приобретая в кредит автомобиль или недвижимость, залог необходимо будет застраховать.
По большей мере данное нововведение затронет потребительские кредиты и кредитные пластиковые карты. Согласно жалобам граждан, на первом месте среди обращений по нарушению их прав – страховка. Так, банки часто не говорят клиенту, что в сумму к погашению кредита входит также страховка, например, от потери работы. В некоторых случаях ее размер достигает значительной суммы – до 20% от общей стоимости кредита. К тому же заемщики и сами часто невнимательно читают кредитные договоры, а в результате им приходится значительно переплачивать.
В 2008 году арбитражный суд вынес запрет банкам на навязывание не предусмотренной законодательством страховки. Спустя год ФАС признал незаконным взимание комиссии за открытие и ведение ссудных счетов при оформлении кредита. Еще спустя два года закон отменил комиссию за досрочное погашение займа. Это послужило толчком для кредитных организаций искать другие пути для финансовой выгоды, среди которых и страховка при оформлении кредита. Поскольку ни Роспотребнадзору, ни ФАС не удалось решить эту проблему, за дело взялся Центробанк.
Как сообщили изданию сразу несколько руководителей кредитных направлений, практика навязывания страховки действительно остро ощущается. Наиболее часто такие случаи встречаются при займе крупной суммы. И если в теории клиент должен сам выбирать – оформлять потребительский кредит со страховкой или без, то на практике слишком часто за него это решает банк.