Финансовый регулятор пересмотрел признаки отмывания средств, полученных преступным путем, и денежной поддержки терроризма посредством некоммерческих организаций. Соответствующие положения изложены в проекте указания Центробанка, который имеется в распоряжении РБК. Подозрительными предлагается считать транзакции в пользу НКО, если плательщиком выступает гражданин либо фирма, которые ранее получили заграничное финансирование, при соблюдении двух критериев: переводы должны осуществляться регулярно и вскоре после зачисления на счет плательщика заграничных средств, кроме того, плательщик должен направлять НКО всю либо почти всю перечисленную из-за границы сумму.
Сейчас подозрительным считается только прямое пополнение счета зарегистрированной в России НКО зарубежным плательщиком. В разработке новых требований, помимо специалистов Центробанка, были задействованы эксперты Росфинмониторинга. Сотрудничество организаций позволило внести в список подозрительных современные схемы транзакций, говорят собеседники агентства. Последний раз признаки подозрительных переводов пересматривались в 2012 году.
По закону, если транзакция содержит сомнительные признаки, кредитная организация имеет право ее не проводить либо заблокировать, а в дальнейшем – отказаться от обслуживания подозрительного клиента. По мнению профессора факультета права Высшей школы экономики Ильи Шаблинского, новые правила упростят позиционирование НКО как нежелательных партнеров с точки зрения банков. Добавленные же регулятором и Росфинмониторингом признаки подозрительных операций – слишком общие, и они могут быть обнаружены в переводах на счета большого количества НКО. Прописывая новые критерии сомнительных транзакций, государство намерено ужесточит контроль за некоммерческими организациями, полагает эксперт.
А глава практики финансовых расследований и противодействия коррупции «ФБК* Grant Thornton» Александр Сотов считает, что НКО достаточно редко привлекаются к отмыванию средств – как правило, с этой целью зарубежные пожертвования перечисляются профсоюзным и религиозным структурам, которые затем обналичивают их через договора с третьими лицами.