По мнению главы Минтранса, у РЖД есть более насущные вопросы помимо приобретения долей в морских портах — это обновление подвижного состава и модернизация инфраструктуры. Однако словно не обращая внимания на мнение контролирующего органа и представителя акционеров, компания, возглавляемая Владимиром Якуниным, упорно пытается внедриться в Новороссийский и Усть-Лужский порты.
Напомним, что свои планы, по приобретению акций российских портов Владимир Якунин озвучивал еще в прошлом году. Формально такая покупка должна была обеспечить сквозные тарифы для грузоотправителей. Между тем, игра, которую ведет монополист на рынке перевозок, свидетельствует о том, что РЖД пытается выдавить даже мало-мальски значимых конкурентов. И министр транспорта Игорь Левитин знает об этом не понаслышке. Еще будучи руководителем «Северсталь-транса», он почувствовал «мощь» «старшего коллеги».
Вместе с тем, ряд экспертов полагает, что Якунин «положил глаз» на порты, еще работая в должности замминистра транспорта. Так, концессионером государства в строительстве терминалов в Усть-Луге был холдинг «Соколовский» подконтрольный бизнесмену Александру Драчинникову, который владел 45% акций проекта. Прежде между акционерами была договоренность, согласно которой Усть-Луга должна была перейти «Соколовскому». Однако, когда строительство близилось к завершению, Якунин выступил резко против, заявив что госактивы нельзя разбазаривать. Чтобы не дать уйти акциям, Якунин несколько раз блокировал собрания акционеров. Когда же Драчинникова все же удалось выдавить из Усть-Луги, была проведена допэмиссия акций и активы оказались у «Кузбасразрезугля», с которым у Якунина давние «теплые» отношения.
Что же касается Новороссийского порта, то существует мнение, что он уже фактически контролируется РЖД. В настоящее время 20% его акций принадлежит государству, около 19% контролируется структурами, близкими к бизнесмену Александру Пономаренко и депутату Скоробогатько через Инвестсбербанк, а еще приблизительно 30% акций – ФК «Уралсиб».
Отметим, что и Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор), и Минтранс выступали против такого присоединения порта. Руководство Росжелдора не раз заявляло, что ведомство будет против покупки портов. Руководство этого агентства убеждено, что деньги должны идти в профильные активы, а тратить средства на покупку акций портов было бы неправильным. Кроме того, представители Росжелдора утверждали, что если монополист будет принимать подобные шаги, то на совете директоров РЖД представители этого ведомства будут голосовать против.
Но это, видимо, мало трогало Владимира Якунина, иначе как объяснить, что РЖД обратилось в Росимущество с просьбой продать монополисту 20% госакций. Примечательно, что такая продажа должна произойти только на бумаге. Так как монополист на 100% принадлежит государству, он собирался в пользу того же государства произвести допэмиссию в качестве оплаты за акции порта. Иными словами, вместо того, чтобы заработать на активах порта, Росимущество фактически даром собиралось передать их РЖД.
Более того, недавно выяснилось, что полностью игнорируя мнение Игоря Левитина и Росжелдора, компания Владимира Якунина уже взяла в оперативное управление 16% акций Новороссийского порта. Предполагается, что их передали структуры близкие к Александру Пономаренко. Так же считается, что впоследствии они должны были быть проданы РЖД. Ведь г-н Якунин не раз заявлял о том, что намерен пакет ценных бумаг довести до контрольного.
Понять, почему Игорь Левитин категорически против приобретения РЖД портов понять можно. Еще в прошлом году глава Минтранса на заседании правительства РФ подверг сомнениям уровень прибыли РЖД. Во время обсуждения проектов финплана и инвестпрограммы РЖД на 2007-2009 годы министр заявил, что согласно финансовому плану РЖД чистая прибыль в 2006 г. должна была составить 9 млрд. рублей. Однако, по подсчетам, произошло снижение этого финансового показателя на 8,2% к уровню 2005 года.
Кроме того, по мнению Левитина, РЖД должно заниматься пополнением подвижного состава и развитием внутренней инфраструктуры, а не тратить деньги на непрофильные активы.
То, что внутри РЖД далеко не все в порядке, говорят сами цифры. Так, за 15 лет рыночных реформ длина железных дорог России уменьшилась на 2,2 тыс. километров, при этом темпы строительства железных дорог оказались самыми низкими за всю историю железных дорог России (построено около 200 км за 15 лет). В настоящее время на сети железных дорог России действует около 15 тыс. километров малоинтенсивных линий, которые обслуживают более 20 тыс. человек. Например, на Восточно-Сибирской железной дороге из 224 станций к малым можно отнести порядка 130. Подобные участки магистрали для ОАО «РЖД «являются убыточными.
Кстати, по данным самих же железнодорожников, к настоящему времени на российских железных дорогах сформировался значительный дефицит тягового подвижного состава, доходящий до 20% от необходимой численности, в том числе 4,2 тыс. локомотивов и около 900 электро- и дизельпоездов пригородного сообщения. Но РЖД не стремится покупать подвижной состав. Оно берет его в лизинг. На эти цели ежегодно тратится десятки миллиардов рублей.
Заявляя что монополист должен заняться внутренними проблемами, а не покупать порты, Игорь Левитин безусловно прав. Но вместо этого РЖД делает вид, что не слышит мнения контролирующего органа.
По каким причинам Владимир Якунин ведет такую «игру» сказать трудно. Ведь в сегодняшней России ни один крупный бизнесмен, не говоря уже о чиновниках, не может делать серьезных «телодвижений» без санкции Кремля. Впрочем, о том, что Якунин является другом президента РФ, говорят давно. Возможно, глава РЖД проводит свою политику, прикрываясь его именем. Знает ли об этом Владимир Владимирович, остается только догадываться.
Комментарии в РЖД получить не удалось.