Это подтвердил сам Тиньков, написавший в Instagram*: «Я еще ничего не продал, сделка обсуждается. И это не продажа, а скорее слияние. Я безмерно уважаю «Яндекс», мы две лучшие IT-компании страны и там может быть куча синергии!». Тиньков также отметил, что продолжит занимать управляющий пост. Он намерен помочь построить «Яндексу» самую большую и эффективную частную компанию в России.
Аналитики прогнозируют, что в ближайшее время мы увидим поединок экосистем «Яндекса» и Сбербанка. Если ФАС одобрит эту сделку, то госбанк окажется в проигрыше – крупнейшая перспективная цифровая компания достанется конкуренту. Впрочем, глава Сбербанка Герман Греф, который уделяет особое внимание цифровизации своей корпорации, уже заявил, что не боится конкуренции. Станут ли обычные пользователи этих двух банков заложниками битвы титанов или, напротив, выиграют от борьбы за клиентов, покажет время.
С чего всё начиналось?
Открытая конкурентная борьба между «Яндексом» и Сбербанком началась в 2018 году. Сбербанку давно хотелось владеть «российским гуглом», покупая его по кусочкам. В 2009 году банк приобрел «золотую акцию» IT-компании за символический 1 евро, получив за это право блокировать крупные сделки «Яндекса». На тот момент основатель и владелец «Яндекса» Аркадий Волож решил, что деньги, которые будут идти из госкопорации, лишними не будут, и принял эти условия.
В 2018 году СМИ заговорили о том, что Сбербанк хочет 30% «Яндекса». Волож во всеуслышание заявил, что свою долю, которая весила на тот момент 49,23% в голосах и 10,35% в уставном капитале, оставляет себе и продавать не намерен.
В 2019 году Олег Тиньков** впервые заговорил о возможном объединении «Яндекса» и TCS. Фактически, это стало вызовом Сбербанку. Как мы видим, Герман Греф не стал бороться за ставшего строптивым партнера и предпочел разойтись с ним. Несколько месяцев назад произошел окончательный раздел. Сбербанк продал «Яндексу» 45% маркетплейса «Яндекс.Маркет» (бренды «Беру» и «Суперчек»), а «Яндекс» Сбербанку — 25% плюс 1 рубль в сервисе электронных платежей «Яндекс.Деньги». Сбербанк на разделе имущества заработал 20 млрд. рублей. Однако, по мнению экспертов, проиграл вдолгую.
«Яндекс» и TCS намного органичнее, чем «Яндекс» и Сбербанк. Последний, несмотря на харизму Грефа и активность по трансформации банка, остается все еще консервативной организацией. Это можно проследить даже по тому, как они выстраивают свою экосистему. Вместо того, чтобы предлагать нефинансовым компаниям гибкие партнерства, как это делает Тинькофф Банк, Сбербанк скупает бизнесы. Это демонстрирует, что Сбербанку трудно работать со стартапами. В том числе поэтому у них не сложилось партнерство с «Яндексом», - прокомментировал ситуацию изданию Forbes основатель аналитической компании Dsight Арсений Даббах.
Известно, что после этого Сбербанк начал вести переговоры о покупке 30% акций интернет-магазина Ozon, который является основным конкурентом аналогичного сервиса «Яндекса». Волож, в свою очередь, тоже претендовал на первенство в цифровых услугах, таких, как такси, еда, кино, музыка, авторитейл, онлайн-продажи товаров и, наконец, финтех. Но для этого нужен собственный банк, который надо было или создавать, или покупать имеющийся.
Сделка с Тиньковым в этом смысле оказалась наилучшим выходом для «Яндекса». Альфа-Банк Петр Авен никогда бы не продал, потому что делал его для себя и сознательно ушел от модного варианта экосистемы, а ВТБ и сам бы мог купить «Яндекс», было бы желание. Кроме Тинькофф Банка приобретать было некого. ФАС скорее всего одобрит сделку, так как на фоне Сбербанка она не только не представляет угрозы рынку, а, наоборот, разбавляет монополизм Грефа.
«Яндексу» предстоит немалая работа по развитию инфраструктуры связи под проект виртуального мобильного оператора Тинькофф Мобайл или же покупка другого оператора. Выбора у простых пользователей, по сути, не будет: оставить цифровой след хотя бы в одной из экосистем придется каждому.
Что дальше?
После объявления новости о слиянии акции обеих компаний взлетели вверх. Общая стоимость «Яндекса» и TCS Group достигла $29,4 млрд.: $23,9 млрд. - у «Яндекса» и $5,5 млрд. - у «Тинькофф». Еще на закрытии торгов 22 сентября она составляла около $28,3 млрд. уже с учетом роста цен «Яндекса» почти на 12% на бирже Nasdaq. То есть только за среду, 23 сентября, капитализация компаний выросла более чем на $1 млрд., сообщает РБК.
Причина сильного роста котировок акций проста: «Яндекс» создает крупную экосистему, а TCS Group получает новых клиентов. Синергетический эффект от альянса «Яндекс» — «Тинькофф» достаточно высок. Как отмечает РБК, слияние «Яндекса» и «Тинькофф» выгодно обеим сторонам, однако рост акций IT-гиганта, которые на торгах 23 сентября взлетали более чем на 15%, является чрезмерным.
Прогнозируется, что капитализация нового холдинга после слияния может достигнуть $30 млрд. Это будет серьезная конкуренция не только для Сбербанка, но и для всего банковского сектора, которому придется подстраиваться под новые экосистемы IT-компаний.
«Для создания полноценной экосистемы «Яндексу» не хватало финансовой составляющей. Покупка же TCS Group решает этот вопрос. Причем, вероятно, для «Яндекса» это лучшее из возможных решений, учитывая, что и сам «Тинькофф» является высокотехнологичным бизнесом. Так что сделка, действительно, похожа на «вин-вин». Однако для этого может понадобиться существенный временной промежуток, так что ажиотаж на рынке кажется чрезмерным», — считает главный аналитик «Открытие Брокер» по российскому рынку Алексей Павлов.
Кроме того, сделка, скорее всего, даст новый импульс для развития еще одной сферы – рынка ценных бумаг. Дело в том, что с 2016 года Тинькофф Банк начал работу в качестве брокера. Сначала в сотрудничестве с БКС, а затем и получив собственную лицензию. С самого начала банк был ориентирован на Санкт-Петербургскую фондовую биржу, которая, в отличие от московской, торгует не только отечественными, но и иностранными акциями.
До прихода на нее Тинькофф Банка она сильно уступала столичной. Считалось, что те, кто хочет покупать зарубежные активы, предпочтет это сделать напрямую на Нью-Йоркской бирже. Однако Олегу Тинькову удалось популяризировать идеи инвестиций среди своих клиентов. Удобное мобильное приложение и возможность заниматься этим почти без рисков сделали своё дело и на Санкт-Петербургскую биржу хлынули тысячи частных клиентов. Это позволило ей бить рекорд за рекордом и серьезно повысить свою репутацию.
Между тем, Московская биржа, главным акционером которой является Сбербанк, долгое время продолжала принципиально работать только на отечественном рынке. Но когда стало ясно, что она может потерять свои лидирующие позиции, было принято решение выйти на рынок иностранных ценных бумаг. Правда, эксперты сходятся во мнении, что время упущено, и этот шаг не даст серьезного эффекта.
После слияния Тинькофф Банка и «Яндекса» противостояние этих бирж, скорее всего, выйдет на новый уровень. Московской бирже, за которой стоит Сбербанк, необходимо будет сделать что-то кардинально новое и выгодное для клиентов, чтобы вернуть себе недосягаемое первенство. Иначе госкорпорация рискует получить убытки не только в банковском, но и в инвестиционном секторе.