В России «черная пятница» проводится в четвертый раз. В этом году, согласно прогнозам, участие в ней примут 50% россиян, интерес которых легко объясним: магазины заманивают клиентов колоссальными скидками. Так, на брендовую одежду обещают дисконт в 40-95%, а на электронику - 70-90%.
Впрочем, реальный опыт показывает, что покупателей нередко обманывают, предлагая скидку на существенно завышенную цену на товар.
По мнению АКИТ, исправить ситуацию может закон. Авторы инициативы предлагают на законодательном уровне закрепить понятие распродаж и наиболее часто встречаемые их виды. Кроме того, законопроект предполагает введение ответственности для нечестных предпринимателей и потребителей.
По словам представителей АКИТ, проведение распродаж в России до сих пор никак не регламентировано, что открывает для недобросовестных дельцов возможность сначала завышать цены на свой ассортимент, а затем предлагать на него «скидку».
Организация в качестве примера привела Италию, где власти каждый год утверждают официальный календарь распродаж. Нарушение регламента в Европе чревато серьезными штрафами.
Напомним, что «Черная пятница» зародилась в США. Первые распродажи в первую пятницу после Дня благодарения начали проводиться еще в XIX веке. Название «черная пятница» закрепилась за этим днем в 60-х годах прошлого столетия.
Организовывать глобальные распродажи магазины в США начали с целью сбыта товарных остатков. Стоит ли говорить, что в Европе этот маркетинговый ход легко прижился. Многие ждут этого дня, поскольку в «черную пятницу» необходимые товары можно приобрести с реальными скидками.
Впрочем, западные реалии этого дня к России имеют лишь опосредованное отношение. За четыре года проведения распродаж у отечественных потребителей сформировалось стойкое убеждение, что именно во время «черных пятниц» их пытаются обмануть.
Следует отметить, что это мнение является небезосновательным. Наибольшей популярностью у продавцов пользуется схема с повышением цен накануне распродажи, а в день проведения акции в лучшем случае их опускают до прежнего уровня, а иногда даже оставляют выше.
Так, в прошлом году, согласно данным Hi-Tech Mail.Ru, площадка Lightinthebox.com объявила об огромной скидке на флагманский смартфон Huawei P9, якобы стоивший 85 тыс. рублей. В «черную пятницу» ритейлер предлагал приобрести его «всего» за 40 тыс. рублей. При этом еще на старте продаж смартфона от китайского бренда цены на него составляли 39 тыс. 990 рублей. И это, как ни прискорбно, - не единственный случай обмана покупателей.
В связи с этим эксперты считают, что инициатива АКИТ, касающаяся закона о распродажах, заслуживает внимания. Данный шаг позволит сделать скидочные акции в России более цивилизованными, а также поспособствует защите прав покупателей и продавцов.
Впрочем, далеко не все считают целесообразным реализовывать инициативу ассоциации через новый закон. По мнению эксперта Союза потребителей РФ Антона Недзвецкого, сделать распродажи цивилизованными можно с помощью поправок в уже существующие законы.
Это мнение разделяет и член комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов. Он убежден, что инициатива АКИТ избыточна.