Практически нет людей, которых бы не раздражали громкие телефонные разговоры в общественном месте. В то же время это настолько распространенная практика, что иногда начинает казаться, что нет человека, который умел бы вести свои телефонные переговоры, не посвящая в личные подробности всех соседей по вагону метро или другому публичному месту.
Британские ученые Адам Резерфорд и Ханна Фрай недавно попытались найти объяснение этому феномену.
Ученые отметили, что люди повышают голос не осознано, не специально.
Корни такого поведения ученые нашли, изучив эволюцию телефонных аппаратов, которые появились еще до первых мобильных. Речь идет о так называемом местном эффекте, который позволяет человеку слышать себя в динамике, когда говорит. Это дает ощущение, что тебя слышат хорошо, а значит нет необходимости поднимать голос.
Именно этот эффект спасает офисы кол-центров от шумового коллапса.
Наа самом деле местный эффект есть и в мобильных, но пользоваться ими нам нередко приходится в гораздо более шумных местах. Так что непроизвольно переходим на более высокий голос.
Мобильный телефон с нами везде, в абсолютно различных шумовых условиях, в то же время уровень местного эффекта остается неизменным. Работает тут и так называемый эффект Ломбарда, который заключается в том, что люди естественным образом повышают голос, чтобы перекричать внешний шумовой фон.
Мы подсознательно выбираем в качестве ориентира самые громкие звуки из слышимых нами. Именно эти 2 эффекта приводят к тому, что большинство людей говорит по мобильному гораздо громче, чем на самом деле хотелось бы.
Интересно, что правила этикета, связанные с использованием телефона сформировались не сразу. Первые средства связи появились еще в викторианскую эпоху. В те времена людям была мало понятна физика этого явления и они на полном серьезе могли сомневаться, могут ли вести переговоры по телефону, не будучи одетым и есть ли необходимость вставать со стула, когда разговариваешь по телефону с женщиной?
Похоже, телефоны как явление всегда будут провоцировать нас на то или иное нарушение общепринятого этикета.