18+
  1. Чужие не прошли!

Чужие не прошли!

Чужие не прошли!
«Аэрофлот» провел тендер на размещение платных статей на сумму 90.000.000 рублей, согласно которому участвовать в нем могли только компании, сумевшие доказать, что за последние 3 года «распихали» по 100 изданиям не менее 5000 статей и имеют не менее 100 корреспондентов в 50 регионах страны

Разбирался по просьбе коллег с недавним наездом анонимусов в Твиттере и ЖЖ на авиакомпанию «Трансаэро». Искал, откуда ноги растут. Собрал лонг-лист исполнителей, вычислил посредников, стал подбираться к заказчику. И тут вдруг вскрылся гадючник совершенно эпических пропорций. В разы покруче всех тех находок про бесконкурсные контракты «Аэрофлота», после которых лишился кресла в совете директоров Алексей Анатольевич Навальный.

Провозившись с сюжетом неделю, я понял: если сейчас начать описывать всю анатомию той индустрии заказухи, которая отросла у «национального перевозчика» на казённые деньги, то она тупо не уместится в пост ЖЖ, потому что тут, если кто не в курсе, существует ограничение на длину одного сообщения — 65.000 знаков латиницей и от 21.000 до33.000 для кириллицы. А там материала — на целую книгу. Которую мне не хочется писать, а вам — читать.

Так что начну с самой яркой находки, а там — посмотрим.

21 января с.г. на портале госзакупок был опубликован тендер «Аэрофлота» под хитрым названием: Оказание услуг по информационному оповещению общественности о событиях, входящих в сферу интересов ОАО «Аэрофлот», путем организации публикаций на информационных ресурсах в сети Интернет на основе новостей и пресс-релизов. Изначально предполагалось на эти самые услуги потратить 70.000.000 рублей, но итоговый контракт обошёлся в 90.000.000. То есть почти в три миллиона долларов старыми, докрымскими деньгами.

Документация этого лота — поразительной силы документ. Конечно, его составители, помня о скандале с прошлым подрядом, проявили некоторую разумную осторожность — там, например, нигде прямо не сказано, где начинается и заканчивается та самая загадочная сфера интересов ОАО «Аэрофлот», и каким боком туда вписывается посев в Твиттере заказных набросов о банкротстве или отмене рейсов у крупнейшего конкурента. Не упомянуты и сами социальные сети, через которые отмываются заказные вбросы для последующего платного размещения в СМИ. Но, может быть, они просто являются предметом отдельного контракта, благо тендеров на PR и рекламу в Интернете национальный перевозчик наобъявлял в первом квартале выше крыши — там и контекст, и медийка, и ведение соцсетей, и загадочное информационное сопровождение, на сотни миллионов рублей. А данный конкретный лот номер 31400826981 посвящён целиком размещению заказухи в интернет-СМИ. И того, что в нём написано, в любом цивилизованном обществе хватило бы на грандиозный скандал с веерными отставками, от PR-службы авиакомпании до Министерства транспорта или, на худой конец, Росавиации.

Чернуха там начинается с требований к заказчику. В пункте 6.2.3, достойном внимания «Фонда борьбы с коррупцией» и Федеральной антимонопольной службы, говорится, что на деньги госкомпании может претендовать лишь такой подрядчик, который документально докажет… наличие опыта выполнения работ в интересах ОАО «Аэрофлот» — не менее 3 лет. То есть если существует какой-нибудь достойный кандидат на выполнение заказа, который раньше обслуживал, скажем, ту же самую авиакомпанию «Трансаэро» или «Люфтганзу», то его просят не беспокоиться. Нужен кто-то, с кем «Аэрофлот» уже как минимум три года пилит бюджеты по теме размещалова. На языке закона это называетсяограничение конкуренции, и в общем случае служит достаточным основанием для отмены тендера через ФАС. Но в данном конкретном случае это просто несущественная мелочь, на которой нет нужды сосредотачиваться, потому что самый цирк — в других пунктах документации.

В пункте 6.1.3 сказано, что общая выручка кандидата (без детализации статей) за 2011 и 2012 годы должна быть не менее 50.000.000 рублей за каждый год. Если вам кажется, что это много, то вы ещё главного не видели. Потому что в пункте 6.2.2 требуется уже опыт размещалова заказных статей на общую сумму в 200.000.000 рублей за последние три года, в интересах трёх заказчиков. Легко посчитать, что 200 млн за три года — это 66,7 млн в год только выручки от размещалова, без учёта иных источников заработка. Спросите меня, зачем требовали 50 млн общей выручки, когда тут же требуют 66,7 по одной статье «джинса» — я, пожалуй, даже не найду, что вам ответить. Но хватит о деньгах, потому что там дальше ещё подробно рассказывается о масштабах самой заказухи.

Подходящий кандидат должен документально доказать, что за предшествующие 3 года он распихал не менее 5000 заказных статей по сотне интернет-изданий. Понимаю, что вам может быть трудно поверить в такие цифры, я б и сам не поверил, так что цитирую документ за подписью председателя конкурсной комиссии ОАО «Аэрофлот» Дмитрия Юрьевича Галкина, он же по официальной должности советник Шамиля Равильевича Курмашова:

6.2.2. Наличие у участника закупки опыта оказания услуг по информационному оповещению общественности о событиях, входящих в сферу интересов различных Заказчиков, путем организации размещения публикаций — не менее 3 лет, в интересах не менее чем 3 Заказчиков, с совокупным количеством публикаций не менее 5000 за все время оказания услуг, в не менее чем 100 источниках, совокупный бюджет оказания таких услуг за этот период должен составлять не менее 200 000 000,00 рублей (подтверждается копиями соответствующих договоров).

Тут довольно легко посчитать, что средняя стоимость одной заказной статьи у подходящего «Аэрофлоту» кандидата — 40.000 рублей. Мне, честно говоря, трудно себе представить в Интернете такое СМИ, которое бы ставило джинсу за подобные деньги. Оценка моих информированных собеседников по поводу разещалова в федеральных интернет-СМИ начинается от 100.000 рублей за единицу. Для сохранения среднего уровня в 40К рублей, подрядчик «Аэрофлота», разместив одну статью за 100.000 рэ на сайте «РБК daily», должен был бы «уравновесить» её четырьмя публикациями по $700 за единицу. Думаю, будущего подрядчика «Аэрофлота» с такими предложениями подняли бы на смех даже в городе Кременчуге Полтавской области в голодный год — что ж говорить о российском Интернете.

Но это не конец истории. Дальше в документе за подписью Д.Ю. Галкина сообщаются подробности о производственных мощностях исполнителя заказа. Держитесь покрепче за стул, ибо сейчас я процитирую пункт 6.2.4:

Наличие у участника закупки региональной сети корреспондентов — не менее чем 50 регионах РФ, не менее 100 человек (подтверждается информационными материалами о структуре сети, лицах, входящих в нее, копиями договоров с партнерами).

Как вы думаете, много ли в России найдётся таких СМИ, у которых насчитывается не меньше 100 корреспондентов в 50+ регионах? Думаю, такими показателями в лучшие годы могли бы похвастаться РИА «Новости», ТАСС и «Интерфакс». Но ни одна из этих структур на тендер «Аэрофлота» по размещению заказухи не заявилась. У той же Ленты.Ру, как мы помним, до погрома насчитывалось всего 83 сотрудника, включая и техподдержку, и коммерческий отдел, и менеджмент. То есть никакими 100 корреспондентами в 50 регионах в Ленте.Ру не пахло. Но этим коллективом успешно обслуживалась самая большая в истории Рунета аудитория интернет-СМИ. И зарабатывалось этим коллективом 240.000.000рублей выручки в год (по внешней оценке) — вчетверо больше той выручки, которой «Аэрофлот» требует от своего подрядчика по размещалову. С учётом всех этих цифр можно было бы предположить, что на тендер «Аэрофлота» с его слоновьими требованиями к подрядчику не заявится вообще никто. Потому, например, что во всей России не сыщется медийной конторы, соответствующей размаху предъявленных требований.

Не тут-то было. На тендер «Аэрофлота» пришло аж четыре заявки от бойцов невидимого фронта. Каждый из которых, по его утверждениям, заработал не меньше 200 млн рублей на размещалове 5000 платных статей в 100 российских интернет-СМИ за последние три года. Вы мне тут, конечно же, скажете, что, наверное, они все рассчитывали выиграть тендер, изначально не отвечая его требованиям. То есть держали «Аэрофлот» за лоха.

Не тут-то было. Конкурсная комиссия уделила повышенное внимание соблюдению своих же требований к заявителям. По результатам проверки ООО «Масс Медиа Маркет» отправилось курить, как не выполнившее вышеперечисленных требований к претендентам. Так что про все три компании, оставшиеся в тендере, нам предлагается считать, что они сумели доказать свою кошерность для «Аэрофлота» по всем параметрам. И размещалова на 200 миллионов, и 5000 единиц заказухи в сотне СМИ, и корсеть в 100+ человек, и 50+ регионов покрытия, и 3 года работы с «Аэрофлотом»…

Мне было бы совестно не назвать читателю имена героев, прошедших проверку на соответствие этим феерическим требованиям. Вот они, вот они:

Чужие не прошли!

Понятно, что победитель остался только один, как в фильме «Горец». Но всё же запомним, что совокупный оборот финалистов только по размещалову был не меньше 600.000.000рублей, и за эти деньги они разместили не меньше 15.000 заказных статей в как минимум 100 российских интернет-СМИ за последние три года. И на протяжении всех этих трёх лет каждый из конкурсантов оказывал платные услуги «Аэрофлоту».

Дальше задача конкурсной комиссии была совсем простой и банальной. Определить, кто из троих знал содержимое конвертов двух других кандидатов, и предложил самую низкую цену с оглядкой на конкуренцию. Стартовая цена лота составляла, как мы помним, 71 миллион рублей, и такую смешную цену за размещалово не предложил никто. В итоге за 90 миллионов (самую низкую цену из трёх предложений) подряд получило общество с ограниченной ответственностью «Т ПЛЮС» (ООО «Т+»), в связи с предоставлением лучшего сочетания условий выполнения технического задания.

Тут, наверное, стоило б выразить соболезнования двум другим участникам тендера, которых сгубила жадность, но, судя по исходным требованиям к конкурсантам, у них и так дела обстоят неплохо, в рублёвом эквиваленте. Так что соболезновать в этой истории можно разве что авиакомпании «Трансаэро», потому что ей теперь приходится ежедневно опровергать перепечатываемые в интернет-СМИ со ссылкой на безымянный Твиттер сообщения о собственном банкротстве, отмене рейсов, прекращении продажи билетов, простое самолётов и т.п.

PS. Если кому-то будет интересно проследить механику размещалова — кем, как и когда вбрасывались в Твиттер сообщения, которые впоследствии послужили отправной точкой для «аналитики» о банкротстве «Трансаэро», то я, может быть, напишу потом про это отдельный пост. Потому что со времён взлома почты Кристины Потупчик я не припомню другой такой же наглядной детализации по анатомии чёрного пиара в Интернете. Но мне кажется, что уже рассказанная история с тендером на размещалово — это такой эпический пример бесстыдства, к которому практически нечего уже добавить.

Хотя, на самом деле, так, конечно же, не бывает. Добавить можно всегда. Например, если среди читающих эти строки есть люди, знакомые с бизнесом общества с ограниченной ответственностью «Т ПЛЮС» (ООО «Т+»), я буду страшно признателен за любые детали об этом незримом для публики медийном монстре, с сотней корреспондентов в 50 субъектах Федерации, с оборотом в 200 млн за три года и опытом размещалова 5000 материалов на 100 площадках в интересах как минимум трёх заказчиков, один из которых — ОАО «Аэрофлот».

Последние новости