Чужие там не ходят

Чужие там не ходят
Фото: http://www.opengaz.ru/
Источником самой большой коррупции в стране назвал в конце прошлого года глава МВД Владимир Колокольцев сферу закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. По данным РОО «Общественный контроль» 97,9 исследованных экспертами госзакупок были проведены с нарушениями.

Как генерал МЧС Чижиков госзакупки проводил

При этом практика показывает, что воровать можно на чём угодно. В особенности если набить руку, годами занимаясь проведением закупок за бюджетный счёт. Один такой любопытный пример, похоже, удалось отыскать в системе МЧС России.

Конкретную вину человека, как известно, может определить только суд. Потому мы не станем выносить однозначное решение, а постараемся лишь обратить внимание на некоторые, с нашей точки зрения, неоднозначные факты. Ну а есть ли здесь криминал или нет, решать вам.

Реклама на веке

Всегда на связи

Генерал-лейтенант Эдуард Чижиков трудится в МЧС с момента его основания. Успел пройти все ступеньки, достигнув самых высот. В 2008 г. он занял пост начальника управления защиты информации и обеспечения спасательных работ МЧС России.

Для того, чтобы успешно бороться с последствиями катастроф, спасателям необходимо огромное количество техники. В том числе и средства связи. Причём в немалых количествах. Поэтому год от года МЧС закупает мобильные радиостанции. Но вот что интересно: проанализировав результаты тендеров по закупке радиостанций в 2011-2013 гг., можно заметить, что основными участниками этих закупочных процедур были всего два поставщика - ЗАО «Т-ХЕЛПЕР ТЕЛЕКОМ» и ООО «ПРОМРАДИОСВЯЗЬ». Всего за это время им досталось 18 контрактов на общую сумму 103 миллиона 666 тысяч рублей.

И что же тут такого, спросите вы. Может быть, другие компании просто не захотели принимать участие в тендере? Или же предложили лучшие условия, которые подошли заказчику…

Увы, похоже, что в реальности всё было иначе. Предполагать, что возможность получить многомиллионный заказ от МЧС не заинтересовала ни одну фирму, торгующую рациями, просто наивно. Скорее, конкуренты поняли, что соваться им даже не стоит. И, судя по всему, правильно сделали.

Для этого достаточно посмотреть, что представляют из себя эти компании-победительницы. Сделать это нетрудно, благо данные по учредителям открыты. Так вот, как следует из них, владельцы обеих фирм связаны меж собой. К примеру, владеющий 90% доли в «ПРОМРАДИОСВЯЗЬ» Антон Балагуров руководит ООО «Т-ХЕЛПЕР КТ», 40% в которой принадлежит совладельцу «Т-ХЕЛПЕР ТЕЛЕКОМ» Андрею Довгию. И это только одна из цепочек, связывающих обе такие удачливые компании, а есть и другие. То есть, выходит, что в тендере принимали участие аффилированные между собой поставщики. И кто бы из них ни победил, деньги всё равно бы не прошли мимо. Понятно, что так и случилось.

Возникает вопрос – знали ли об этом в МЧС? Вообще-то трудно представить, что никому из тех, кто занимался проведением тендера, не пришло в голову посмотреть – а что же это за фирмы, раз за разом подающие заявки на участие? Однако мы рискнём предположить, что в выяснении подноготной этих, мягко говоря, неоднозначных закупок никто не был заинтересован. И вот по какой причине.

По-видимому, дело здесь в том, что конкурсы проходили при непосредственном участии Эдуарда Чижикова. По крайней мере, в аукционной документации или контракте по восьми закупкам крупных партий радиостанций его присутствие подтверждается документально. В оставшихся он не фигурирует, хотя сложно предположить, что начальник управления вообще был не в курсе происходящего. А коль так – кто ж пойдёт против начальника, начав задавать ненужные вопросы. Тем более тут и слепой бы заметил, что к чему, для чего достаточно было одним глазом взглянуть на конкурсную документацию.

Ведь пикантность ситуации в том, что формулировки и параметры технического задания закупочной процедуры полностью совпадают с формулировками и параметрами соответствующего раздела Контракта, заключенного по итогам проведённого тендера. Проще говоря, требования к поставляемым рациям изначально формулировались так, что им соответствовала только конкретная модель станций. Хотя существуют аналоги с рядом совпадающих характеристик, которые ничуть не хуже! Но нет – документация составляется так хитро, что конкурентам даже нет смысла подавать заявку. Вряд ли стоит объяснять, что такое совпадение формулировок и параметров (вплоть до мельчайших технических параметров!) является признаком искусственного ограничения конкуренции. А то и возможным наличием между заказчиком и поставщиками явного коррупционного сговора.

Опыт не пропьешь

В апреле 2015 года Владимир Путин своим указом снял Эдуарда Чижикова с должности – к тому времени генерал уже дорос до поста главного военного эксперта МЧС. Как подчёркивали РИА-Новости, о причинах снятия Чижикова не сообщалось, как обычно бывает в подобных случаях, что, согласитесь, наводит на определённые мысли. Однако те, кто успел удачно встроиться в систему, редко оказываются на обочине – спустя полгода Чижиков занял кресло начальника Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.

И что же вы думаете – навыки, полученные при проведении госзакупок на прежней должности, похоже, пригодились и на новом месте. Взять, к примеру, тендеры на закупку IT-услуг для нужд университета. Участие в них принимали две компании – ООО «КОДЕКС-ЛАЙН» и ООО «КОМПЬЮТЕР ДЕВЕЛОПМЕНТ ЦЕНТР». Подав заявки на участие, они в ходе конкурса снизили свои цены всего на 1%, что не позволило добиться большой экономии государственных денег. Почему – вполне понятно: у обеих фирм, как оказалось, общий номер телефона, а потому можно с большой долей уверенности говорить об аффилированности компаний друг с другом. В общем, всё как и в случае с рациями. И пусть цена контрактов составила всего 206 тысяч рублей, но курочка, как говорится, клюет по зёрнышку. А таких случаев можно привести как минимум ещё два.

Но со временем, похоже, надоело даже изображать видимость конкуренции. Анализ массива проведённых университетом закупочных процедур выявил большое количество тендеров, на которые приходил всего один поставщик (допускался до второго этапа закупки). При том, что приобретались товары и услуги далеко не уникальные. К примеру, полиграфическое оборудование и картриджи для него.

«Своих», судя по всему, подтягивали к освоению бюджетных средств порой просто беспардонно. Взять хотя бы ремонт помещений университета. Заявки на участие в тендере тогда подали 8 строительных фирм. Однако в ходе проведения 1-го этапа аукциона были отстранены 7 из 8 заявок – все, кроме принадлежащей ООО «СК «ТРОЯ». И знаете на каком основании? Вот пример одного из таких «весомых» аргументов – потенциальный исполнитель указал в заявке, что применяемые им дюбели выдерживают температуру до -80 градусов. А «…в соответствии с требованиями данный показатель должен быть «более минус 79°С…». Сложно понять, почему «минус 80С» не соответствуют требованию «более минус 79С». Как бы то ни было, по итогам аукционов с победителем был заключен контракт стоимостью 9,6 млн. рублей без снижения начальной (максимальной) цены.

Однако самой показательной можно считать историю с закупкой услуг по организации питания высших учебных заведений МЧС России, организатором которой выступил университет. Куш был немалым - 537,9 миллиона рублей! Сколько предприятий в немаленьком Санкт-Петербурге из кожи вон вылезут, чтобы получить такой заказ? Сотни! Однако вновь в конкурсе приняли участие всего две компании ООО «АЛЬМИРА» и ООО «ГЛАВНАЯ ЛИНИЯ». Не потому ли, что в конкурсной документации опять обнаружились более чем странные требования к участникам? Например, наличие штатных кладовщиков с подтверждённым опытом работы свыше 3 лет. Не понятно, как данное требование влияет на качество оказания услуг по предмету тендера? Неужели у кладовщика с двухлетним стажем продукты непременно окажутся просроченными? Уместнее предположить, что завышенные требования изначально были выставлены для ограничения конкуренции, способствующей подаче заявок «нужными» поставщиками.

На этом фоне можно не говорить о том, что ООО «АЛЬМИРА» и ООО «ГЛАВНАЯ ЛИНИЯ» с большой долей вероятности оказались также аффилированы друг с другом, на что указало наличие общего телефона…

Вот такая история. И хотя связи наличия или отсутствия подписи генерала Чижикова в конкурсной документации или контракте с обнаружившимися недостатками не выявлено, всё-таки очевидно, что как руководитель он несёт ответственность за все аспекты вверенного ему учреждения. И как человек служивый он не может этого не понимать. Ну а что поняли вы из всего описанного – решать вам.

Реклама на веке
Швейцария «отдыхает»… в сравнении с Красной Поляной На АЭС в РФ обнаружились проблемы с ПО