18+
  1. ЦИК «Рейтинг»: Мы не обслуживаем интересы каких-либо структур и кланов

ЦИК «Рейтинг»: Мы не обслуживаем интересы каких-либо структур и кланов

ЦИК «Рейтинг»: Мы не обслуживаем интересы каких-либо структур и кланов
Генеральный директор компании, руководитель проекта «Национальный рейтинг» Арсен АРИСТАКЕСЯН рассказал, как делают популярные исследования, и кто за ними стоит.

- Арсен, расскажите, как у вас появилась сама идея составления рейтинга власти?

- Идея создания «Национального рейтинга» возникла в конце 2013-го года. До этого я долго работал в различных центральных СМИ, затем в крупных пиар-структурах. Возглавлял несколько известных медиа-проектов. В результате накопился определенный багаж знаний и опыта, а также – понимание, что и как надо делать. И, самое главное, появилась команда. В феврале 2014 года у нас собрался хороший коллектив журналистов, политологов, экспертов в различных областях, и мы решили проводить независимые исследования, основанные на мнении простых россиян, живущих в разных уголках нашей страны. Так образовался ЦИК «Рейтинг». Председателем Экспертного совета согласился стать известный политолог Олег Матвейчев.

Нас интересовало, что думают жители России о происходящих внутриполитических событиях, внешних вызовах и угрозах. Поэтому наш проект изначально назывался «Народный рейтинг». В его рамках прошла серия социологических опросов. Первый касался итогов Олимпиады в Сочи. Затем последовало исследование, посвященное возвращению Крыма, потом – ситуации в Донбассе… Мы организовали анкетирования в 80 регионах страны, опрашивали региональных и федеральных экспертов, брали у них комментарии. Эти исследования представлены на нашем сайте (www.russia-rating.ru).

Собирая всю эту информацию, проводя социологические исследования, мы пришли к выводу, что сегодня в провинции живет огромное количество профессиональных и толковых людей, которым есть что сказать, но их мнение, по большому счету, никого не интересует. На тот момент уже выходило несколько околокремлевских рейтингов губернаторов, но они были либо далеки от «прозрачности», либо основывались на формальных показателях.

В нашем случае сами жители регионов оценивают действия собственных властей. Первый рейтинг губернаторов вышел в апреле 2014 года. Называлось исследование «Регионы России. Рейтинг власти». Сейчас оно трансформировалось в «Национальный рейтинг губернаторов». После первой же публикации мы получили огромное количество откликов, писем, звонков. Люди выражали поддержку, задавали вопросы, делились своими комментариями, давали советы. Полученный резонанс и степень искренней вовлеченности наших читателей в затронутую проблематику оказались настолько сильными, что несколько удивили нас самих. Мы поняли, что сделали что-то важное и необходимое

- Каждый рейтинг содержит комментарии различных экспертов. Как вы их отбираете, по какому принципу, как строите свое сотрудничество?

- Мы стараемся находить в регионах лидеров мнений, людей информированных, неравнодушных. При этом трибуна предоставляется представителям различных точек зрения, иногда даже тем, кто аффилирован с властью (а почему, собственно, они не имеют права высказаться?). В результате, палитра экспертных мнений получается максимально широкой. У нас выступают депутаты различного уровня, журналисты, руководители СМИ, политологи, научная интеллигенция, в том числе ректоры вузов и профессора, а также представители общественных организаций и гражданские активисты. Партийная принадлежность для нас не важна. На сегодняшний день у нас более 500 региональных экспертов. При этом мы постоянно ведем работу по увеличению их количества, проводим и ротацию. Приятно, что в большинстве своём эксперты стараются быть объективными,

не хотят терять созданный нами канал коммуникации между федеральным центром и регионами. Если же губернатор или мэр города захочет высказать свою точку зрения или позицию, то у нас есть специальная рубрика «Открытая трибуна».

- Вас, наверное, часто спрашивают: Кто за вами стоит? Чей заказ вы выполняете?

- Да, нередко приходится слышать такие вопросы. При этом варианты предполагаются разные: Кремль, олигархи, Госдеп и даже спецслужбы… Я отвечу честно. За нами сегодня стоят сотни (а в скором будущем, надеюсь, что и тысячи) региональных экспертов России, которые, благодаря «Национальному рейтингу», получили федеральную трибуну, возможность открыто высказывать свое мнение и быть услышанными, реально влиять на оценку эффективности местных руководителей.

«Национальный рейтинг» - это независимый общественный проект. У нас нет ни инвесторов, ни спонсоров, мы сами себя финансируем и поддерживаем, благо проектом занимаются люди уже состоявшиеся.

Мы не обслуживаем интересы тех или иных группировок и кланов. При этом с готовностью идём на контакты с различными структурами, в том числе и государственными. Нам нужна объективная информация: и чем больше будет её источников – тем лучше. Мы проводим анкетирования, анализируем открытые и, когда есть возможность, закрытые данные, получаем инсайдерскую информацию. После получения данных идет их обработка, и конечный результат выдает наш Центральный Экспертный совет.

Но, повторюсь, при всем многообразии информации, главное место в ней отведено именно мнению представителей регионов. Нам известно, что за результатами наших исследований пристально следят по всей стране. И в Москве тоже. Это говорит о том, что мы делаем все правильно.

- Рейтинг губернаторов вы публикуете один раз в два месяца. Рейтинг мэров делается каждый месяц. Сложнее ли делать рейтинг глав городов, если ли принципиальные отличия?

- Если эффективность работы губернаторов оценивают многие политологические центры, то работу градоначальников на сегодняшний день реально оцениваем только мы. Выяснилось, что помимо многих объективных трудностей, в этом случае даже дефиниция, кто является в сегодняшней России «мэром», совершенно не проработана. Мы сформулировали для себя два критерия попадания в наш рейтинг: 1) это должен быть глава города, как бы он ни назывался, избранный народным голосованием; 2) при отсутствии всенародно избранного градоначальника, - руководитель городской администрации. Это, кстати, соответствует изначальному значению слова «мэр». А так принцип нашей работы по оценке их эффективности, примерно такой же, как и по губернаторам.

- Мне, как жителю города Ярославля, интересно было бы услышать ваше мнение, почему губернатор Ярославской области Сергей Ястребов по опросу июль-август занимает в рейтинге 54-е место, а и.о. мэра Ярославля Алексей Малютин в рейтинге за сентябрь занял 62-е место, прибавив 2 пункта? На ваш взгляд, что должны сделать наши региональные чиновники, чтобы существенно подняться в рейтинге? Или им не стоит ни о чем беспокоиться?

Тут мне ещё раз придется напомнить, что основой составления рейтинга является мнение местных экспертов. Причем мнение это может высказываться, как открыто, на страницах нашего издания, так и конфиденциально, путем заполнения соответствующих анкет. Мы кстати, довольно часто предоставляем слово и тем экспертам, которые не согласны с

полученными результатами. Когда существуют противоположные аргументированные оценки различных групп экспертов, мы, зачастую, представляем и их в аналитической части исследования. Почему те или иные персоны находятся на тех или иных местах в рейтинге? Потому, что эксперты поставили их именно на эти места. Корректирующие возможности здесь даже Центрального экспертного совета весьма ограничены.

А по поводу, что нужно сделать, чтобы подняться в рейтинге? Рецепт тут один: Нужно лучше работать! Думать о людях и об интересах страны. Тогда, уверен, и народ оценит. И с экспертными оценками тоже всё будет в порядке.

- Какие еще специальные проекты и опросы вы делаете, помимо оценки деятельности губернаторов и мэров городов?

- В ноябре мы готовим «премьеру» еще одного серьезного политического проекта. От подробностей сейчас уклонюсь, но уверен, что резонанс у него будет большой.

На днях у нас выходит новое исследование «Национальный рейтинг. Доступная среда». Этот спецпроект мы реализуем вместе с Всероссийской общественной организацией «Союз добровольцев России» и председателем ее координационного совета Яной Лантратовой. Организация комфортной жизни для инвалидов в нашей стране – тема очень важная и болезненная. Волонтеры оценили, как реализуется федеральная программа «Доступная среда» в различных регионах России. Собирать данные также помогали многие региональные общественные организации. Могу предположить, что большому количеству чиновников на местах результаты этого рейтинга не понравятся. Тем не менее, подобное исследование мы планируем проводить раз в три месяца.

Еще один большой проект по туризму готовится нами совместно с медиа-группой «Отдых в России». Мы оцениваем и составляем рейтинг туристической привлекательности регионов. Нами разработана уникальная методология, благодаря которой мы получим наиболее полный и объективный рейтинг в области внутреннего и въездного туризма. Он тоже будет публиковаться раз в квартал. Думаю, уже в этом году вы сможете увидеть первые результаты этого исследования.

Кроме того, в настоящее время нами готовятся совместные проекты с Общественной палатой РФ и Федеральным общественным движением «Трезвая Россия».

- Спасибо за интервью. Мы будем следить за вашими новыми проектами и результатами исследований «Национального рейтинга»!