Счетная палата опубликовала отчет о промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Как говорится в тексте документа, по состоянию на 10 июля 2019 года численность занятых в сфере МСП составила 19 092,1 тыс. человек, что на 125,4 тыс. человек меньше базового целевого показателя нацпроекта (19,2 млн. человек на июль 2018 года). При этом с января 2019 года численность занятых в сфере МСП уменьшилась на 107,3 тыс. человек. В то же время ассигнования на реализацию национального проекта по состоянию на 1 ноября 2019 года исполнены на 62,6% (37 936,2 млн. рублей).
Такое развитие событий, констатируют аудиторы, стало следствием ряда проблем с реализацией нацпроекта, в числе которых то, что получатели субсидий не отвечают за достижение целевых показателей (численность занятых в сфере МСП, доля МСП в ВВП, доля экспорта субъектов МСП в несырьевом экспорте). А лица, ответственные за достижение указанных показателей, не влияют на распределение средств и, как правило, не владеют информацией о деятельности получателей ресурсов.
Как напомнили в СП, в 2019–2024 годах планируется направить более 260 млрд. рублей, или 63% средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию национального проекта Корпорации МСП, Банку МСП, российским кредитным организациям, Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и другим юридическим лицам. При этом за результаты отвечают, прежде всего, главы регионов.
Так, одним из показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ является численность занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей. В то же время указанные должностные лица не влияют на реализуемые названными выше юридическими лицами мероприятия по развитию МСП. Таким образом, возникает несоответствие: одни лица получают средства, а другие несут ответственность за достижение целей национального проекта.
Вообще, заявила в интервью «Веку» член президиума «Опоры России» Ирина Капитанова, после отставки правительства этот вопрос заиграл новыми красками. Проблемы с распределением средств действительно были, и носили они, как это ни странно, прежде всего кадровый характер, причем на местном уровне.
Деньги, признает эксперт, на развитие МСП стабильно выделялись регионам в весьма приличных размерах, и значительная их часть возвращается назад как неосвоенная. Связано это прежде всего с некоторой некомпетентностью региональных сотрудников соответствующих ведомств, которые не в состоянии донести информацию о программах поддержки бизнеса до региональных предпринимателей.
Изменится ли ситуация с приходом нового кабинета? Формально таких предпосылок нет, говорит Капитанова, потому как правительство не формирует региональные органы власти. Но не будем забывать о двойном подчинении региональных чиновников. И именно здесь теплится надежда на некоторое улучшение, потому что в бывшем ведомстве нового председателя правительства с компетентностью кадров все в порядке.
Счетная палата критикует национальные проекты уже давно, причем делает она это не без обоснования, отмечает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. Нагрузка на бюрократический аппарат оказалось чрезмерной: правительство попросту не справлялось со всеми задачами, которые оно пыталось решить в сжатые сроки после критики со стороны президента в конце прошлого года. Возникает риск технической реализации проектов - термин, введенный СП и обозначающий исполнение программы на бумаге при минимальных фактических положительных изменениях в реальности. По сути, проблема заключается, во-первых, в некомпетентности кадров, и, во-вторых, в авторах нереализуемых на практике задач.
Вероятнее всего, полагает аналитик, что численность МСП в 2020 году останется неизменной или незначительно сократится в отсутствие позитивных факторов. Вопросом МСП занимаются с 2015 года, когда была поставлена цель увеличить число занятых в сфере до 20 млн. человек, однако, она не была достигнута. Теперь же перед чиновниками стоит более амбициозная задача - 25 млн. человек к 2024 году. Уже на этапе постановки задачи должно было бы быть понятно, что она практически нереализуема, а, значит, необходимо было обозначить более скромные цели и провести предварительную работу над ошибками. Причем подобные проблемы возникают из года в год.
Но дальше тянуть уже нельзя, уверен Николаев: пора провести чистку кадров и масштабную реформу бюрократического аппарата, сделать процесс максимально прозрачным и только после этого тратить огромные суммы на мегапроекты. Возможные причины провала инициативы стоит искать в недоверии предпринимателей, которые жалуются на то, что получить деньги в банке МСП практически невозможно как из-за некомпетентности и незаинтересованности ответственных лиц, так и из-за слишком жесткого регулирования деятельности. Достаточно создать региональные рабочие группы предпринимателей, максимально мотивированных на успешное проведение нацпрограмм, и большая часть проблем с надзором и распределением средств будет решена.
Основная проблема заключается в то, что, во-первых, нет должного контроля распределяемых средств на МСП; во-вторых, согласно индексу RSBI (Russian Small Business Index) менее 50% предпринимателей в стране осведомлены о господдержке. А те, кто знает, не уверены в ее эффективности из-за сложности процедур подготовки необходимых для этого документов.
Очевидно, говорит эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов, что данная сфера нуждается в серьезных реформах. «Я склоняюсь к тому, что прежде, чем приступать к непосредственной реализации нацпроектов, и не только в сфере поддержки МСП, необходимо было бы создать управленческую систему контроля распределяемых средств на базе компьютерных технологий, которая бы исключала человеческий фактор, связанный с различными коррупционными схемами», – отмечает аналитик.
И все же проблема улучшения показателей малого и среднего бизнеса на уровне регионов не может быть решена только за счет нацпроекта, уверен аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. По его словам, безусловно, это даст определенный скачок показателей, но только комплексный и осознанный подход к вопросу даст полноценный результат для экономики. Сформировавшаяся коллизия относительно ответственности за распределение средств - результат, скорее всего, спешной работы ведомств над качеством нацпроекта, иными словами, «сколотили на скорую руку», не продумав деталей.
Чтобы устранить это несоответствие, заявил «Веку» эксперт, необходимо объединить уровень ответственности за исполнение целей нацпроекта, в частности, обязать органы, распределяющие средства, держать такой же ответ, как и главы регионов, – речь идет в первую очередь о высших должностных лицах из Корпорации МСП, МСП Банка и ФГБУ Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, поскольку именно они будут иметь прямое отношение к федеральным деньгам.
С другой стороны, указывает Антонов, нацпроект сам по себе не может охватить все реальные сферы МСП, поэтому обещанные субсидии и послабления могут быть предоставлены очень выборочно, в то время как реальный сектор, который по большей части относится к торговле, может остаться без помощи. Основное препятствие – внушительный список требований к бизнесу, которые несмотря на разговоры правительства о «регуляторной гильотине» по-прежнему довлеют над предпринимательством. В России положение малого и среднего бизнеса по сравнению с другими развитыми странами одно из самых сложных, в то время как на Западе это действительно мощная основа экономики. У нас, к сожалению, это пока только видимость, которую хотят приукрасить глобальным нацпроектом.