По мнению главы Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли России Александра Шестакова, переход государственных учреждений и компаний в категорию гарантированных покупателей отечественной мебельной продукции резко улучшит ситуацию в отрасли: мощности мебельных фабрик начнут использоваться на больший процент, нежели сегодня, а конкуренция между потенциальными поставщиками усилится, что приведет к повышению качества продукции на фоне сдерживания роста цен. В общей сложности, по данным Шестакова, ежегодно федеральные и муниципальные структуры тратят на меблировку 34 млрд рублей. Для сравнения, вся выпускаемая российскими предприятиями мебель стоит 140 млрд рублей.
Уже сегодня предприятия отрасли могут получать льготные займы на перевооружение производства современными технологическими комплексами. Загруженность мебельщиков увеличится, если правительство одобрит инициированную Минстроем норму, в соответствии с которым застройщики обязаны будут продавать на первичном рынке квартиры с минимальным набором мебели. Во благо отрасли сработало и увеличение с 2013 года вывозной пошлины на необработанный лес сверх установленных государством квот, отмечает Шестаков.
Эффективность этих мер автоматически возросла из-за снижения курса рубля по отношению к доллару и евро в 2014-2015 годах – импортная мебель резко подорожала, и россияне стали чаще отдавать предпочтение отечественным образцам. В прошлом году импортеры ввезли в РФ на 36% мебельной продукции меньше, чем годом ранее. По итогам 2015 года каждая вторая единица мебели, приобретенная россиянами, была произведена отечественными фабриками, а в нынешнем году этот показатель ожидается на уровне 60%.
Шестаков отмечает, доступная стоимость российской мебели позволяет не только наращивать объемы ее продаж на внутреннем рынке, но и экспортировать продукцию зарубежным потребителям. В прошлом году отечественные фабрики начали отгружать продукцию заграницу впервые за постсоветский период. Однако, предупреждает финансовый аналитик «Финама» Тимур Нигматуллин, серьезно нарастить выручку от импорта в ближайшее время не удастся из-за низкой узнаваемости российских торговых марок, поэтому ставку мебельщикам по-прежнему предстоит делать на внутреннее потребление.