Другое искусство

Прошлой осенью в журнале «Афиша» было опубликовано интервью с хозяином галереи «Риджина» Владимиром Овчаренко, в котором он утверждал: «Проблема в том, что у нас целиком отсутствует класс young – у нас нет ни young artists, ни young curators, ни young collectors, ни young gallerists, ничего нет».

Мне стало обидно, что информационная слепота одного из самых уважаемых мной людей в столичном галерейном деле преподносится как данность, как тренд; уже тогда было ясно, что явление «класса молодых» в московском искусстве состоялось, просто недостаточно отрефлексировано.

И что же – нынешний год по праву можно назвать годом прорыва молодых на нашей арт-сцене: Биеннале молодых художников и кураторов идет на всех площадках города; свежие лица появляются во многих регионах; за «young gallerists», пускай, приходится здесь отдуваться мне одному (хотя по меньшей мере еще двое действуют в Санкт-Петербурге) – но зато новые коллекционеры прописались как класс, в этом я уверен, навсегда. Выставка, подобная нынешней, предполагается к ежегодному воспроизведению – и каждой раз обещает быть неповторимой.

Мне кажется, что молодые коллекционеры – последнее, самое важное звено в цепочке местного, интенсивно развивающегося арт-рынка. Они отмечают его стабильность, они же гарантируют преемственность. Все они вовлечены в искусство, точны в суждениях о нем, по-настоящему заинтересованы в происходящем в нем; каждый имеет собственный взгляд, который до определенной степени и фиксирует в форме коллекции. Причем, эти взгляды отнюдь не банальны, и, как правило, практически не совпадают со взглядами собирателей старших, маститых: кому-то интересна религиозная направленность, кому-то – гендерная, кому-то – радикальная, кому-то – беспредметная, а кому-то – молодежная составляющая по преимуществу. Это именно коллекции, а не просто «несколько приобретенных работ», даже если работ всего три. Ведь любая коллекция – это work in progress, и здесь этот прогресс явлен в чистом виде: интуиция и эмоции рука об руку идут с твердым расчетом и ожиданием роста; категория young, как известно, всегда стремится перейти в категорию ierging. Коллекционеры второй половины 2000-х так же разительно отличаются от своих непосредственных предшественников, как те – от коллекционеров поколения «другого искусства». Пусть это пока неочевидно – как, впрочем, и в любом молодом явлении. Главное – очевидно само явление.

Реклама на веке

Что? Young gallerist / Young collectors

Где? Pop/off/art. ул. Радио, 6/4

Когда? 1 сентября – 21 сентября 2008 г.

Реклама на веке
Сдвиг: предотвратить катастрофу любой ценой! Обрисованные оригинал-макеты