По итогам экзамена Веселов получил 88 баллов, однако результатом остался не удовлетворен. По его мнению, в трех заданиях ему были несправедливо снижены баллы независимыми экспертами, указавшими на ошибки. Веселова поддержали его преподаватели.
В числе спорных оказался вопрос о гиперинфляции, ответ на который испытуемый дал по учебнику Высшей школы экономики, отсутствующему в перечне официально рекомендованных для изучения в школе.
Вторым заданием, вызвавшим претензии проверяющих, стало мини-сочинение. В нем, как рассказал сам выпускник, он писал про разные типы экономических систем и сравнивал системы СССР и РФ, приводя в пример ситуации в магазинах. По его мнению, описывая ситуацию в СССР, он опирался на сведения из курса истории, а данные о России являются его личным социальным опытом. Впрочем, эксперты пришли к выводу, что оба примера относятся к курсу истории.
Ранее Веселов оспорил результат в региональной конфликтной комиссии, которая повысила ему балл по одному из заданий. Поскольку объяснения по поводу допущенных ошибок его не удовлетворили, он обратился в Минобразования региона. Там Веселову заявили, что все задания оценены корректно, добавив, что в своих ответах он ссылался на учебники, которых нет в федеральном перечне изданий, рекомендованных к изучению в школе. После этого он обратился в суд.
Набранные на ЕГЭ баллы позволили выпускнику поступить в ВШЭ. Как объясняет Веселов, он подал иск в суд, желая создать прецедент, который послужит усовершенствованию правил тестирования. По мнению истца, составители экзамена должны или писать вопросы, которые предполагают однозначный ответ, или допускать большую свободу при оценке работ.
Как отмечает адвокат Ирина Гребнева, представляющая в суде интересы Веселова, для России это первое подобное дело — раньше выпускники обращались лишь с жалобами на нарушение регламента при проведении ЕГЭ. Она также заявила, что, по мнению минобразования Новосибирской области, у Веселова нет права на иск.
Людмила Дудова, курирующая в ОП прием обращений от граждан по вопросам ЕГЭ, считает, что у молодого человека «не много шансов» выиграть в суде. Она отмечает, что Веселов в соответствии с установленной процедурой должен был обратиться в федеральную предметную комиссию, оставшись неудовлетворенным выводами региональной, но он этот пункт он решил проигнорировать.
Напомним, ЕГЭ был введен в 2009 году в качестве единственной формы выпускного экзамена в школе. Результаты тестирования являются основой для поступления в вузы. Для выпускников 11-х классов обязательными являются экзамены по русскому языку и математике. Остальные предметы школьники выбирают исходя из специальности, на которую хотят поступить.
Заметим, что соцопросы показывают недовольство россиян единым экзаменом. Так, более 75% россиян считают, что ЕГЭ стал причиной ухудшения качества знаний школьников. По мнению большинства опрошенных, учеников «натаскивают» на решение тестов, из-за чего качество образования снижается. Примечательно, что три года назад такой точки зрения придерживалось на 10% меньше россиян.
65% респондентов убеждены, что исключение из ЕГЭ части с тестовыми вопросами будет способствовать лучшей проверке уровня подготовки выпускников. По мнению 77% россиян, в своем нынешнем виде единый экзамен не позволяет учесть индивидуальные особенности школьников, а 71% и вовсе считают его формальностью.
Между тем, в Рособрнадзоре с критикой не согласны. Там отмечают, что родители и школьники не высказывали критических замечаний в адрес ЕГЭ.