Свежи еще в памяти события на московском стадионе «Торпедо», где хозяева в кубковом матче принимали столичное «Динамо», перед началом которого произошло столкновение между болельщиками черно-белых, бело-голубых и невесть откуда взявшихся красно-белых. Останутся в истории со знаком минус и питерский погром в Калининграде, а также взятие заложников на недавнем армейско-спартаковском дерби.
В этом смысле обстрел фанатами ФК «Динамо» из пейнтбольных ружей собственной команды поразил многих, но удивил только непосвященных. Это только на первый взгляд нонсенс. А для фанатского мира вполне закономерное явление. Ну, обстреляли своих футболистов на базе. Ну, испачкали краской несколько человек. Не убили же никого. Пока! Это просто такой брутальный способ решения проблемы неровно играющего любимого футбольного клуба. Так сказать, промежуточный итог собственной эволюции.
Интеллектуалы предпочитают закрываться от этого явления белыми перчаточками. Что объективно. Фанатский мир - это как Хитровка в рассказах Гиляровского. Покрытое туманом дно с неясными контурами и мрачными персонажами. Обычные болельщики (офисный планктон) или «кузьмичи» (дядьки - 40-50 лет, предпочитающие пассивное поведение на трибуне) там не появляются. А визит туда экзальтированного журналиста гарантирует культурный шок.
Фанатский мир возник и отделился от основной массы любителей футбола в конце 80-х годов. Тогда для большинства сограждан это выглядело как забава тинейджеров, как в гайдаровской книжке «Тимур и его команда». Ну, подумаешь, мальчики болеют за ЦСКА или «Спартак» и ходят в «розах» (клубных шарфах). Только вот эти детки пенсионерам не помогали, а повешенные на «розах» в Измайловском парке были настоящими покойниками.
В начале 90-х фанатское движение окончательно оформилось. Четкая вертикальная иерархия: «пионеры» (малолетки), «хулиганы», «центровые». Жесткая дисциплина боевых отрядов. Простая и ясная без полутонов философия: «наши» и «враги». Простые ответы на сложные вопросы. Полное отсутствие желания рассуждать самостоятельно. Конечно же, мимо такого клада не могли пройти политики.
Наверное, неслучайно, что первыми на «Хитровку» отправились люди из ЛДПР. Герои программы «Скандалы недели» Владимир Жириновский и предводитель динамовских «ультрас» «Команча» (Александр Шпрыгин) оказались как-то сразу в одной лодке. Сын юриста и сын пролетария, оба зарабатывали политический капитал, используя свою харизму по полной программе. Один плескал соком и таскал за волосы депутатов, другой изображал в кадре, как он расправляется с «мясными» (фанатами московского «Спартака»).
Владимир Вольфович перманентный кандидат в президенты РФ, а «Команча», также не лишенный президентских амбиций, причем самых высоких, долгое время возглавлял Всероссийское общество болельщиков (ВОБ), отмеченное несколькими громкими скандалами.
В начале 21 века фанатское движение политизировалось и коммерциализировалось. В 2003 году политтехнологи широко использовали футбольных фанатов в выборах всех уровней. Фанатские отряды охраняли митинги одних партий и разгоняли акции других. Проводили и разгоняли демонстрации и пикеты.
В середине двухтысячных фанатские отряды стали уже трендом среди предпринимателей или просто граждан с тугими кошельками. Разгромить магазин конкурента или проскандировать здравицы другу, или объяснение в любви девушке заказчика - для крепких парней той или иной «фирмы» разницы не было. Лишь бы платили.
Сейчас фанатский мир четко структурирован. Те, кому это было надо, оседлали юношеский максимализм разделяющих черно-белую философию «наши» - «враги». Бойцы, спаянные безжалостной дисциплиной, собираются в свои отряды также быстро, как и герои Аркадия Гайдара. Было бы странно думать, что они действуют самостоятельно. Энергия, вызванная противостоянием любимых футбольных клубов, направлена в ультраправое националистическое русло. С «розой» на шее и громогласным «зарядом» «Русские, вперед!» они пока разминаются друг на друге (да так, что приличному человеку на стадион нос сунуть боязно) и только иногда покидают пределы своей «Хитровки» для того, чтобы подрезать нос журналисту, сующему его куда не надо. Но взовьется красная ракета, и тогда интеллектуалы не закроются белыми перчаточками. Это ответ тем, кто считает фанатские побоища забавами молодецкими, так сказать, аналогом традиционных русских кулачных боев. Философии разные. Ружье, висящее на стене, в конце пьесы должно обязательно выстрелить.
Автору этих строк было совсем грустно, если бы не вспомнился поход на хоккей в «Мегаспорт» на игру ХК «Динамо» - «Ак Барс». На льду ожидалась сеча. Перед ареной группировались возбужденные поклонники той и другой команд. Вдруг раздались звуки диксиленда. Кто-то сказал: «Это Bars band. Болельщики-музыканты казанцев!». Толпа окружила музыкантов в смешных колпаках и в масках. Вертлявый парень в «сетке» (хоккейная фуфайка) «Ак Барса» принялся танцевать. Ему ответил молодой человек в атрибутике «Динамо». На матч, уже как на праздник, фанаты принципиальных соперников ушли обнявшись. Сублимация, однако.
Ситуация с диксилендом и братанием поклонников «Динамо» и «Ак Барса» не только навела автора на мысль, что вот он - способ направить в конструктивное русло фанатские страсти, повысить безопасность и культуру, но и мелькнула идея, показавшаяся, на первый взгляд, странной и экзотической, но все же любопытной. Футбольные фанаты - это явление, суть которого агрессия, и процесс зашел уже глубоко. Задаваться вопросом, может ли власть взять их в узду или не хочет этого делать, кажется неперспективным. Но если бы власть была поумнее, то, наверное, могла бы обратить внимание на хоккейных болельщиков. Хоккей у нас такой же культовый вид спорта, как и футбол. Это очень большая и репрезентативная прослойка россиян. В отличие от футбольных фанатов они генетически позитивны. Потому что наш хоккей - законодатель мод. Все эти люди связаны не только любовью к этой игре, но и еще советскими победными традициями. Большинство из них состоявшиеся люди. Все они перед матчами с воодушевлением поют мало отличающийся от гимна СССР гимн России, после которого гораздо чаще, чем в футболе, следуют победы. Может быть, тот политик, который впервые посмотрит на них как на электоральную группу, будет не так уж и не прав? Если речь идет о созидании, конечно.