Facebook зажал 3 тыс. рублей

Facebook не выплатил в срок штраф в размере 3 тысяч рублей за отказ предоставить Роскомнадзору информацию о локализации данных российских пользователей.

Постановление о штрафе, вынесенное Таганским районным судом Москвы, вступило в силу 25 июня. На исполнение судебного решения было отведено 60 дней. Как отметили в суде, теперь взысканием штрафа займутся приставы. Впрочем, пока неясно, как взыскать деньги с компании: в России у Facebook* нет активов, ближайшая инфраструктура расположена в Восточной Европе.

Как отмечает интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев, Facebook вряд ли пойдет на уступки российскому правительству, поскольку это может негативно сказаться на имидже этой соцсети. Если давление со стороны властей будет усиливаться, то, вероятно, компании будет проще уйти из РФ, поскольку российская аудитория Facebook не превышает 1% от общемировой, говорит он.

При этом Мариничев не исключает, что Facebook попросту не получил требование об уплате штрафа, что вполне возможно, учитывая отсутствие у компании российского офиса. По его мнению, если Facebook и дальше продолжит игнорировать требования Роскомнадзора, компании могут грозить куда более серьезные последствия вплоть до крупных штрафов и угрозы блокировки.

Реклама на веке

Как отмечают юристы, в КоАП предусмотрена возможность взыскания штрафа с иностранного лица, не имеющего активов на территории РФ, на основе международного договора. Впрочем, на сегодняшний день РФ не состоит в подобных договорах.

В связи с этим, чтобы взыскать штраф Роскомнадзору придется начать судебный процесс в калифорнийской юрисдикции.

Ранее Марк Цукерберг, являющийся основателем Facebook, заявил, что компания не будет хранить данные в государствах, которые нарушают права человека. При этом он отметил, что к блокировке в данных странах соцсеть полностью готова.

Тогда руководитель Роскомнадзора Александр Жаров заявил о необходимости иметь возможность до блокировки ресурсов накладывать на нарушителей оборотные штрафы.

Претензии к деятельности Facebook возникают у российских властей достаточно часто. Так, компанию заподозрили во вмешательстве во внутренние дела России. Данные претензии связаны с появлением политической рекламы в день выборов. Аналогичное недовольство у российских властей вызывают и действия Google. Профильные комитеты Госдумы и Совфеда намерены провести заседания с участием представителей американских компаний.

Отметим, что, по данным Mediascope, аудитория Facebook в России в июне составила около 42 млн. человек.

Напомним, что закон о персональных данных россиян предусматривает их сбор, систематизацию, накопление, хранение, изменение и уточнение. При этом извлечение данных оператор должен осуществлять при помощи серверов, которые находятся на территории России. Роскомнадзор продолжает обсуждать закон с компаниями, которые он затрагивает.

Этим летом госоператор «Ростелеком» потратил 3 млрд. рублей на закупку оборудования для хранения персональных данных россиян. Оборудование приобретено для центра обработки данных (ЦОД) «Удомля», который располагается около Калининской АЭС в Тверской области. Это один из крупнейших в Европе дата-центров. В нем будет развернута система хранения данных «Купол», которая позволит хранить 319,3 петабайт данных.

О готовности подчиниться закону о хранении персональных данных россиян ранее сообщили компании eBay и PayPal. Позже к ним присоединились Google и Apple.

*
21.03.2022 г. американская транснациональная холдинговая компания Meta признана экстремистской и запрещена в РФ. Meta Platforms Inc. является материнской компанией социальных сетей Facebook и Instagram. Facebook и Instagram также признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена.
Реклама на веке
Зачем Трампу Гренландия? «Мы — граждане, еще сами будем виноваты»: эксперт прогнозирует полную отмену пенсии в России