Выдающиеся произведения китайских мастеров, проникая в европейские страны, способствовали формированию всемирной славы Китая. 10-летний период "культурной революции" (1966-1976), полный хаоса и смятений, стал особой эпохой в истории китайского фарфора. Изделия этого времени были призваны отражать величие и дух "культурной революции". Среди экспонатов выставки имеются крупные формы - скульптуры, блюда, вазы и чаши. Особое внимание привлекает серия расписных фарфоровых панно, отразивших стремление адаптировать традиционную форму китайской живописи к новым потребностям эпохи. Также в коллекции много малых форм - чаш, блюд, чайников и кружек.
«Экспонаты выставки отражают характерные черты времени, в которое были созданы»
Предметы, представленные в коллекции, изготавливались в небольших количествах: в то время покупательная способность населения была крайне низкой, а продажа произведений искусства, при отсутствии рынков, лимитирована. Новые, идеологически «правильные», изделия приобретались для подарков, которыми обменивались так называемые революционные повстанческие организации, «революционные комитеты» и представители китайской армии, поддерживающей «левых». Заметим, что время и изменения в социальной и культурной жизни Китая разбросали эти предметы по стране, многое не сохранилось. Их значимость и ценность как своеобразное явление искусства были осознаны лишь недавно. В России и Европе этот пласт культуры Китая практически неизвестен.
На заметку:
Выставка «Китай. Фарфор. «Культурная революция» из коллекции Маргариты Баржановой открыта до 2 декабря 2007 года.
Адрес: Москва, ул. Тверская, д.21.