Мероприятие нас заинтересовало, прежде всего, тем, что его отказалось поддержать руководство Федерального агентства по туризму. Мы попросили руководителя оргкомитета Антона СЕМЕНОВА рассказать подробности.
– Антон Владимирович, сразу напрашивается вопрос, не слишком ли громкое название у вашего мероприятия? Оно предполагает как минимум участие первых лиц государства, а также делегатов со всех российских регионов...
– Не так давно наша медиагруппа «Отдых в России» совместно с ЦИК «Рейтинг» презентовала в СМИ первый Национальный туристический рейтинг. Да, это наша, сугубо частная версия расстановки регионов по туристической привлекательности, но мы стали первыми, кто взял на себя ответственность как за методику составления рейтинга, так и за результат. По аналогии с названием рейтинга – и название нашего форума. На нем мы планируем вынести на суд аудитории наши критерии оценки регионов с точки зрения развития туризма, хотим выслушать замечания, а также обсудить с участниками дальнейшие исследования туристической направленности.
А самое главное отличие нашего мероприятия от других (по крайней мере, так мы его задумывали) – участие в нем, прежде всего, рядовых представителей рынка: владельцев и сотрудников небольших турбаз, придорожных отелей, санаториев, региональных турфирм, то есть людей, которые, выражаясь языком аграриев, работают на земле, а не в кабинетах. Мы хотели бы, чтобы люди, о поддержке которых сегодня столько говорится, рассказали бы аудитории, что сегодня происходит реально на туристическом рынке, с какими проблемами, заботами они сталкиваются ежедневно и ежечасно. А также услышать предложения, инициативы, так сказать, с мест, которые мы, организаторы, намереваемся обработать и направить в правительство РФ, Госдуму и руководителям регионов.
Интересно также, что думают рядовые игроки рынка о президентских поручениях, последних решениях профильных структур о поддержке национальной туристической отрасли, насколько они актуальны и нужны ли этим людям вообще. Нам кажется, очень полезно будет сравнить те первостепенные задачи, которые продекларировали власти, с теми проблемами, с которыми сталкиваются ежедневно эти «маленькие» люди. К примеру, вопросы отсутствия элементарных парковок для туристических автобусов, нехватки общественных туалетов – эти, на первый взгляд, мелочи сейчас больше волнуют провинциалов, на которых сегодня во многом держится отечественная туристическая отрасль, чем «глобальные» проблемы, которые выносятся на правительственные совещания.
– Не могли бы вы рассказать о некоторых конкретных участниках, выступлениях, которые прозвучат на вашем форуме?
– Прежде всего мы заручились согласием приехать к нам тех людей, которые могли бы рассказать о случаях успешности ведения малого туристического бизнеса. На форуме, к примеру, мы ждем владельца фермерского хозяйства, расположенного за 900 километров от Москвы, в 200 километрах от областного центра, куда приезжают отдохнуть туристы со всей страны. Мы ожидаем приезда учредителя расположенного на федеральной трассе уникального музея, где помимо того, что есть на что посмотреть, можно приобрести сделанные по народным рецептам десятки видов напитков, варений, меда, отведать редкие блюда национальной кухни.
В то же время к нам приедет, например, владелец одного из лучших в своем регионе санатория, который развивает его, несмотря на то, что в течение многих лет является фигурантом уголовного дела, который, несмотря ни на какие угрозы, не желает отдавать территорию санатория людям, желающим построить на этом месте элитный поселок. Или приедет, к примеру, руководитель областной гостиничной ассоциации, которого на порог своей местной администрации не пускают региональные власти, и т. д. Мне кажется, их рассказы окажутся полезными для многих участников форума и даже, возможно, в чем-то поддержат и вдохновят их.
Кроме того, мы покажем на форуме видеоролики с выступлениями людей из российской глубинки, которые мы записывали в сотнях и тысячах километрах от Москвы. Они высказывают свою точку зрения на то, что, по их мнению, надо делать, чтобы туризм в стране действительно развивался. Эти люди не смогут приехать к нам, но их мнение, высказанное простыми, незамысловатыми фразами, на наш взгляд, действительно будет интересно и показательно.
– Насколько мне известно, проведение вашего мероприятия не поддержало Федеральное агентство по туризму. Так ли это?
– Как я уже упоминал, с самого начала наше скромное мероприятие мы задумывали в некоем «народном» формате, который бы отличался от алгоритма проведения традиционных форумов, проводившихся ранее по линии профильных ведомств и общественных организаций. Но чтобы нас не обвинили, как это стало принято сегодня говорить, в «несистемности» или, хуже того, в системной туристической оппозиционности, мы сформулировали информацию о проводимом нами мероприятии по общепринятым лекалам. Предложение поддержать наш проект мы отправили и в Министерство культуры, и в Российский союз туриндустрии, и в Ростуризм, и в другие организации, которые сегодня связаны с туристической отраслью. Желание приехать к нам высказал вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин, один из заместителей главы Ростуризма, мы получили официальное письмо из Министерства культуры, в котором было обещано поддержать нас информационно, в том числе опубликовать анонсы о проведении нашего форума на сайте Ростуризма.
На основании этого мы подготовили план презентации проекта с логотипами этих профильных организаций. В конце января, спустя месяц после отправки нашего предложения о поддержке, меня неожиданно пригласили в Ростуризм, где уже другой заместитель этого ведомства высказал мне, мягко говоря, неудовольствие в связи с проведением нашего мероприятия. Оказалось, что накануне один из наших сотрудников отправил предварительную информацию о форуме по нескольким своим знакомым, в которой в качестве поддержавшей наш проект стороны значился и Ростуризм. Через несколько дней мы получили жесткое письмо за подписью этого чиновника, в котором отмечалось, что ведомство наше мероприятие не поддерживает, а в качестве причины он ссылался как раз... на эту предварительную рассылку. Ну, подумали мы, на нет и суда нет. Мы даже не стали отвечать на него, тем более жаловаться в курирующий эту структуру Минкульт, который заявил нам об информационной поддержке как раз на сайте Ростуризма.
Впрочем, нас ждал еще один сюрприз: заявление того же чиновника, подписавшегося почему-то как врио руководителя Ростуризма, вскоре появилось уже на сайте этого агентства. Для мероприятия это была явная реклама, поскольку народ сразу заинтересовался, а что же такое будет на форуме, раз профильный орган выступает против его проведения. Однако после нашего звонка в ведомство там, видимо, поняли, что привлечение внимания к ситуации не пойдет им на пользу, и сняли свое заявление с сайта.
– На мой взгляд, чиновники Ростуризма правы, отказав вам: во-первых, вы не согласовали с ними повестку, во-вторых, назвали свой форум, не имея, с их точки зрения, на то оснований, ни много ни мало «национальным», да еще берете с людей деньги за участие в нем. Честно говоря, попахивает авантюрой... Зачем им брать на себя такую ответственность?
– Да, совершенно с вами согласен. Но, поверьте, и мы не настолько наивны, чтобы ждать от чиновников какой-либо существенной поддержки, тем более материальной. Для участников предусмотрен небольшой регистрационный взнос, а те, кто собирается проживать в подмосковном пансионате «Снегири», где пройдет форум, сами оплатят номера.
Журнал «Отдых в России», который является одним из организаторов нашего мероприятия и в котором я работаю заместителем генерального директора, издается 13 лет. И, насколько я знаю, за все 13 лет единственное в стране печатное издание, специализирующееся на пропаганде туризма и отдыха в России, не разу не получило даже копейки от Ростуризма! Сменявшиеся руководители этого ведомства неоднократно давали нам эксклюзивные интервью, рассказывали о своих проектах, награждали профессиональными премиями. Но все это делалось на некоммерческой основе. Такой была политика руководства нашего издания. Нам чиновники какую-либо поддержку сами никогда не предлагали, а мы никогда не семенили за ними со словами одного из героев «Золотого теленка»: дай миллион...
Очень показательный случай нашего сотрудничества произошел в прошлом году. После известных политических событий и выступлений руководства страны о важности развития отечественного туризма нам пришло в голову предложить поставить фирменную стойку журнала «Отдых в России» в приемную руководителя Ростуризма. Мы подумали, что это будет воспринято в профильном ведомстве на ура, и действительно получили устное согласие главы ведомства Олега Сафонова. Нам было известно, что само агентство прежде несколько раз приступало к изданию собственного журнала «Туристический олимп», но, судя по всему, достаточного количества рекламодателей не находило, а финансировать в одиночку свой печатный орган государство в лице Ростуризма не потянуло. Поэтому нам казалось, что мы подставили плечо федеральному агентству: люди бы заходили в приемную и видели, листая наш журнал с говорящим названием, что приоритеты в работе ведомства действительно сместились в сторону развития отдыха в России.
Каково же было наше удивление, когда поставить стойку в приемной руководителя Ростуризма в итоге нам не дали. Более того, даже по журнальным столикам наши журналы разложить не позволили. Предложили разместиться в коридоре, в углу, у лифта. В письменном ответе нам объяснили это тем, что ведомство не может позволить себе предоставить нам «конкурентное преимущество» среди «других аналогичных изданий». Какие там «аналогичные» издания имелись в виду, сказать не берусь. Ведь не то что «аналогичных», вообще специализированных глянцевых журналов о туризме, кроме американского журнала Condé Nast Traveler, издаваемого на русском языке по франшизе, на рынке федеральных печатных СМИ в России не осталось. Ни по тиражу, ни по распространению сравниться с американцами мы, увы, не можем, и вряд ли бы Ростуризм так сильно подорвал позиции наших коллег-конкурентов, если бы в ожидании приема руководителя агентства его гости листали журнал «Отдых в России». В свое время мы, кстати, стали победителями Национальной туристской премии им. Юрия Сенкевича среди всех печатных СМИ страны, учрежденной Ростуризмом...
Вы можете себе представить, чтобы какое-то государственное ведомство организовало семинар или форум среди профессионального сообщества без привлечения бюджетных средств? Насколько мне известно, лишь газета «Ведомости» пыталась несколько раз организовать на частной основе несколько конференций о туризме, причем, по тематике выездного туризма. Все остальные устраивались на государственные деньги. Организовывать мероприятия, подобные нашему, по моему личному мнению, без привлечения бюджетных денег могут лишь действительно «ненормальные» люди - энтузиасты. Надо ли энтузиастов поддерживать? В свое время экс-председатель Совета Федерации Егор Строев на вопрос журналистов, зачем он поддержал проект строительства нефтеперерабатывающего завода в его родной Орловской области, которая удалена от мест добычи нефти, ответил: «Я буду и впредь поддерживать не только готовые проекты, но даже одну лишь мечту любого, кто пусть не может, но хочет построить что бы то ни было в моем регионе...»
– Почему, на ваш взгляд, мы не наблюдаем сегодня в стране появления новых СМИ, специализирующихся на теме отечественного туризма, ведь к нему сейчас проявляется повышенный интерес?
– Что бы ни говорили, но по сей день спрос на качественные средства размещения превышает в нашей стране предложение, конкурентная среда по-прежнему развита крайне недостаточно. А, значит, наши отели, санатории, пансионаты не слишком горят желанием тратить деньги на свою рекламу, заботиться о своем имидже и т. д. Их управляющие прекрасно знают, что в каникулы и в выходные дни все номера у них будут заполнены. Комментируя недавно выложенный в Интернете нашумевший чек в 10 тыс. рублей за скромный обед в «Красной Поляне», руководитель департамента развития курортов Краснодарского края Евгений Куделя объяснил высокую стоимость не чем иным, как слабой конкуренцией на курорте. И это олимпийская «Красная Поляна»! Что тогда говорить об Урюпинске, Коломне, Светлогорске, Феодосии?.. У регионов в условиях кризиса и вовсе сейчас отняты последние средства на свое продвижение. Соответственно, средства массовой информации, живущие, как известно, за счет поступления рекламы, не могут существовать, специализируясь только на тематике отечественного туризма, как бы они ни старались.
Что касается журнала «Отдых в России», для наших учредителей многие годы это был исключительно социальный проект. Сегодня же, на мой взгляд, пришло время, когда показывать реальные вещи, с которыми сталкиваются наши туристы у себя дома, является куда более важным, чем по-прежнему романтизировать нашу туриндустрию. Парадокс, но стоимость в минувший летний сезон четырех- и пятизвездочных отелей в Ялте была выше, чем «четверок» и «пятерок» в Греции и на Кипре. И это при взлетевшем курсе доллара!
Прежде мы практически не интересовались, куда тратятся профильными ведомствами выделяемые государством деньги, эффективно ли они используются. Сейчас мы решили это делать. В ближайшем номере, например, мы расскажем о редакционном эксперименте: как наши корреспонденты под видом сотрудников одной из инвестиционных компаний попытались найти себе землю для строительства отеля на знаковых курортах и что из этого получилось. Не исключаю, что после публикации подобных материалов фирменные стойки с нашим изданием, возможно, вовсе исчезнут из коридоров профильных ведомств. Зато количество наших читателей, надеюсь, возрастет. А это, как известно, самая надежная и важная опора для любого издателя.