Лефортовский райсуд Москвы арестовал счета в декабре прошлого года по ходатайству следственного управления ФСБ РФ, которое расследует уголовное дело о хищении 9 млрд руб., выделенных правительством РФ под проектные работы.
Скандал вокруг строительства Центральной кольцевой автодороги (планируется, что она будет проложена в 50 км от Москвы, ее протяженность составит 521 км) разгорелся в конце прошлого года, после того как следственное управление ФСБ РФ 30 ноября возбудило уголовное дело по факту хищения "неустановленными лицами" 8,9 млрд руб., выделенных правительством РФ на проектно-изыскательские работы. Отметим, что 60% средств на строительство дороги будет выделено из госбюджета, остальные деньги выделят правительство Московской области и частные инвесторы. Проектные работы вступили в активную фазу в ноябре 2008 года, заказчиком работ по строительству ЦКАД является ФГУ "Дороги России", координатором работ — ОАО "Союздорпроект", оперативный контроль за расходованием бюджетных средств осуществляют прикомандированные сотрудники ФСБ.
Как выяснилось в суде, дело о хищении почти 9 млрд руб. было выделено в отдельное производство в рамках расследования признанной экстремистской организации "Северное братство"*. Напомним, что лидеры "братства" — гендиректор типографии "Отис Медиа" Олег Трошкин, экс-гендиректор торгового дома "Кудиново" Антон Мухачев (Муха) за экстремизм и мошенническое хищение 2 млн руб. были приговорены в прошлом году к пяти и девяти годам колонии строгого режима соответственно. Их подельник писатель-националист Петр Хомяков (Доктор Зло) скрылся на Украине (по некоторым данным, недавно он был экстрадирован).
Как стало известно "Ъ", вскоре после того как в 2008 году был заключен госконтракт на проектирование ЦКАД, руководство ООО "Спецметропроекта" начало проводить набор специалистов. В итоге некто Волков нанял Петра Хомякова и Олега Трошкина, а последний, в свою очередь, Антона Мухачева. Именно им поручали набирать штат, давали объемы работ и устанавливали сроки выполнения. Однако лидеры "Северного братства" составили штат из "мертвых душ", а начисленные зарплаты использовали в интересах своего "братства". Именно за это они и были осуждены.
Уже в заключении Олег Трошкин неожиданно дал показания, что при проектировании ЦКАД якобы в два раза завышались расценки на выполнение работ, а для составления отчетов об изыскательных работах якобы использовались старые проектные работы. Кроме того, утверждал осужденный, госэкспертизы также проводились с нарушениями. По этим показаниям и было выделено в отдельное производство дело о хищении почти 9 млрд руб. В начале декабря 2011 года следственное управление ФСБ в Лефортовском суде добилось ареста счетов "Спецметропроекта", ОАО ЦКАД, "РАО-Университет", ООО "Союздорпроект", "Галсинвестстроя" и "Экопроекта". Для этих компаний, по словам их представителей, само возбуждение уголовного дела стало полной неожиданностью, поскольку до этого никто претензий в их адрес не предъявлял. Мало того, в 2011 году, по словам руководителей компаний, через Главгосэкспертизу с положительными отзывами прошли два комплекса проектных работ, а со дня на день должны стать известны результаты экспертизы еще двух.
Адвокаты компаний обжаловали решение Лефортовского суда в Мосгорсуде. На заседании, в частности, представитель ООО "Спецметропроект" адвокат Александр Васильев заявил, что решение Лефортовского суда является незаконным и необоснованным, отметив, что в уголовном деле нет подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, а следовательно, и оснований для гражданского иска. По словам господина Васильева, суд первой инстанции наложил арест не на денежные средства, а на расчетный счет, который не относится к категории "имущество". Кроме того, ссылаясь на ч. 7 ст. 115 УПК, адвокат сообщил, что судом не был определен и размер денежных средств, которые подлежат аресту, как того требует закон. При этом представитель "Спецметропроекта" пояснил, что работы и оплата по ним произведены в полном объемы, хотя Лефортовский суд в своем решении указал, что они вообще не проводились. Адвокат Васильев попросил коллегию либо отменить арест на счета, либо отправить дело на новое рассмотрение.
С позицией адвоката не согласились прокурор и старший следователь ФСБ Илья Сушков, пояснивший, что арест на расчетные счета был упомянут в резолютивной части судебного решения, а в мотивировочной — арест на все денежные средства. Судебная коллегия поддержала позицию следствия.
Гендиректор ОАО ЦКАД Анатолий Старков, в свою очередь, рассказал суду, что его компания участвует в контракте как частная фирма, финансово-хозяйственную деятельность которой ежегодно проверяет Минимущество Московской области. По словам господина Старкова, все деньги на счетах и движение по ним прозрачны и легко проверяются. За подготовленную ОАО ЦКАД проектную документацию, по его словам, им было перечислено 1,9 млрд руб., причем поэтапно за каждую отдельно выполненную работу. "Этим уголовным делом и арестом счетов нас просто кто-то хочет обанкротить",— заявил господин Старков. "Как Трошкин, на показания которого в своем решении ссылается Лефортовский суд, мог дать оценку госэкспертизе, которая завершилась за день до возбуждения уголовного дела, да и следствие тоже?" —- недоумевал господин Старков.
Возражая оппонентам, следователь ФСБ Илья Сушков, в частности, отметил, что арест счетов необходим в качестве обеспечительных мер возмещения возможного ущерба, если такой будет установлен, а арестованные на счетах суммы значительно меньше, чем компании получили по госконтракту. Следователь также пояснил, что для определения круга подозреваемых следственной бригаде предстоит изучить несколько тысяч коробок изъятой документации, а в ближайший месяц допросить более ста свидетелей (за неполные два месяца допрошено, по его словам 60 человек).
В итоге судебная коллегия отказала в удовлетворении жалоб. Представители компаний, по их словам, намерены обратиться в Верховный суд.