В федеральном таможенном ведомстве намереваются сделать акцент на расширении используемых современных технологий. В первую очередь, порядок будут наводить в торговых портах, на медлительность таможенных подразделений которых чаще всего жалуются предприниматели. Реформа состоится в рамках реализации майских указов главы государства Владимира Путина. Согласно одному из них, в 2018 году РФ должна оказаться в Топ-20 лучших государств для ведения бизнеса. Пока Россия находится в перечне на 40 месте. Совершить рывок вверх позволит улучшение дел на таможне, работу которой эксперты рейтинга оценивают как провальную.
Специалисты Всемирного банка утверждают, чтобы оформить вывозимую за границу продукцию, в Москве потребуется потратить четверо суток, в то время как среднее для всех представленных в рейтинге государств время составляет 12 часов. Оформить импорт в российской столице можно в среднем за 43 часа, вместо 4 часов в среднем по рейтингу. Обходятся импортерам услуги таможенного ведомства в среднем в $1 тыс., при среднем значении в $115.
В ФТС отмечают, к реформированию систем уже приступили, и доложили представителям Всемирного банка об уже внесенных изменениях. К примеру, сейчас Балтийская таможня справляется с оформлением ввозимых безрисковых грузов за 1 час и 18 минут, вывозимых – за 29 минут. Для оптимизации работы таможенных подразделений узаконена подача электронных деклараций по принципу «единого окна», а также уменьшение списка обязательных документов. Также компании могут пользоваться личными страницами на портале ФТС, функционал которых позволят проводить и отслеживать операции.
Участники рынка достижения ФТС не отрицают. По мнению вице-президента «Деловой России» Виталия Сурвилло, в целом работа российской таможни однозначно не заслуживает 140-го места, но картину весомо портят отдельные прецеденты, когда грузы зависают в портах на несколько месяцев. Среди объективных недостатков таможни – параллельное существование электронных и бумажных вариантов декларации, которые должны предоставлять предприниматели. Разгрузить порты помогла бы и система автоматического выпуска судов, на грузы которых имеется весь пакет электронных документов, добавляет Сурвилло.