Вот то, что в первую очередь подразумевает бухгалтерское обслуживание. Различают оперативный хозяйственный учёт, бухгалтерский и статистический. В первом случае идёт анализ оперативной информации: о выпуске продукции, об учёте поставок, о накладных и договорах. Статистический учёт строится на исследовании процессов, с целью прогнозирования дальнейшей ситуации. Под бухгалтерским учётом понимают непрерывное отражение финансовых дел предприятия, эти вопросы и состоят в компетенции собственного бухгалтерского отдела или сторонней аудиторской организации, предлагающей свои единовременные или долгосрочные услуги.
В процессе бухгалтерского обслуживания участвуют объекты, которые условно подразделяются на две группы: активы (то, чем предприятие владеет) и пассивы (источники средств). Соответственно активными и пассивными бывают и счета предприятия. По дебету отражается увеличение активного счёта, по кредиту же - уменьшение. Всё это заносится в учётные регистры: книги, ведомости, файлы, таблицы. Совершая проводку, анализируют оба счёта хозяйственных процессов. Эта проводка бухучёта должна содержать всю подтверждающую документацию и составляться, исходя из инструкций Министерства финансов и Государственной налоговой службы.
Общие правила составления проводки бухучёта таковы: увеличение средств предприятия - дебит, уменьшение средств - кредит; увеличение источников - кредит, уменьшение - дебит. И чтобы не потребовалось впоследствии восстановление бухгалтерского учёта, всё это должен выполнять настоящий профессионал. Существует два главных принципа, на которых и строят свою деятельность профессиональные бухгалтера:
• Принцип бухгалтерской сбалансированности, основанный на учёте активов предприятия и учёте его обязательств (долгов). В активы входят не только материальные предметы и собственность, но и нематериальные права, используемые с целью получения прибыли. Обязательства состоят из кредитов, задолженностей перед государством. Собственный капитал получают путём вычитания обязательств из активов, - это и обуславливает принцип сбалансированности.
• Принцип двойной записи, предполагающий, что у каждой сделки имеются две зачётные стороны, а значит, и любая операция должна быть зарегистрирована взаимосвязано и двусторонне.
Несомненно, специалисту без должной квалификации, довольно сложно разобраться во всех тонкостях и нюансах финансового учёта, здесь возможны ошибки и несоответствия. Выявление и исправление их и называется восстановлением бухгалтерского учёта. Однако лучше не доводить ситуацию до такого, а доверить составление документации опытным специалистам.