Напомним, что речь идет о покупке самолетов ИЛ-96, которые перевозчик обязался купить у ИФК в 1999 году, но так и не сделал этого. Многие рассматривают сложившийся конфликт лишь как часть противостояния между руководителем Аэрофлота Валерием Окуловым и Александром Лебедевым, который часто обвиняет государство в неэффективном управлении.
Идея поддержания отечественного авиапрома родилась не сегодня, когда создается Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Решения подобного рода принимались еще в конце прошлого века. Так, в 1998 году правительство освободило Аэрофлот от уплаты части таможенных пошлин и налоговых платежей при ввозе иностранных самолетов под условие закупки отечественных самолетов.
Чтобы избежать лишних платежей в бюджет, которые вместе с НДС составляли 46%, Аэрофлот подписал с Ильюшин Финанс договор. Согласно документу, ИФК должен был поставить шесть самолетов ИЛ-96. Ежемесячные лизинговые платежи составляли около $350 тыс. за один самолет. В ноябре 2002 года в Аэрофлот поступил новый проект соглашения, где ежемесячный лизинговый платеж был увеличен до $500 млн., что в Ильюшин Финанс объясняли ростом требований самой авиакомпании по техническому оснащению самолета и отделке салона. Аэрофлот отказался подписывать этот документ, но в конце 2002 года Ильюшин Финанс обратилась в суд с требованием заключения договора по ИЛ-96. ИФК процесс выиграл. Аэрофлот согласился выполнить свои требования по договору, но потребовал банковских гарантий, чтобы начать платежи. В свою очередь ИФК счел такое требование неуместным и отказался предоставлять их.
Отметим, что за те семь лет, что идут препирательства, Аэрофлот, благодаря скидкам, которые ему предоставлялись договором с ИФК, ввез в Россию 27 самолетов производства Boeing и Airbus, сэкономив при этом, по оценкам экспертов, около $400 млн. А если учитывать, что каждый самолет должен был обойтись авиаперевозчику в $54 млн., то Лебедев потерял на этом $324 млн.
Как сообщил Веку, сам Александр Лебедев, ИФК как контролировалась, так и контролируется государством - через ФГИ и Внешэконобанк. Председателем Совета директоров ИФК раньше был глава Роспрома Борис Алешин, а теперь - глава ОАК Алексей Федоров. Поэтому вся ситуация с этой судебной тяжбой между двумя компаниями, которые контролируются правительством, с самого начала представлялась просто абсурдной.
Чтобы быть объективными, следует напомнить, что Александр Лебедев владеет активом в 30% акций Аэрофлота, однако за те годы, что бизнесмен входит в состав акционеров авиакомпании, он по большей части только тратился на нее. Так, в прошлом году было принято решение о приобретении Аэрофлотом 22 Боингов. Самолеты уступались нашей стране со значительной скидкой, при условии, что покупка будет сделана в определенные сроки. Однако акционеры в лице государства протянули с окончательным решением. Тогда, чтобы спасти ситуацию, Лебедев на собственные деньги купил самолеты, сэкономив таким образом для перевозчика $220 млн. Впрочем, государство давно уже доказало свою неэффективность управления бизнесом. Вскоре правительство России отказалось от боингов, предпочтя их французским аэробусам.
Впрочем, сам Лебедев, утверждает что никакого конфликта, между ним и главой аэрофлота г-ном Окуловым, нет. По словам предпринимателя, В ситуации с закупкой дальнемагистральных самолетов я изначально поддерживал позицию менеджмента компании. И тот шаг, который предприняла НРК, был попыткой поддержать компанию (государственную по сути) в той ситуации, когда правительство демонстрировало полную импотенцию.
Наверное, устав от безответственности правительственных чиновников, а также желая обезопасить свой бизнес, Лебедев решил свои активы вывести. В начале ноября бизнесмен заявил, что передает принадлежащий ему пакет акций ИФК фонду им. Раисы Горбачевой, зарегистрированному в Великобритании. Однако сам Лебедев утверждает, что он ничего никуда не выводил. По его словам, Передача активов в эндаумент предполагает, что с этого момента они уже не моя собственность. То есть это уже не активы Лебедева, а активы фонда, который моим не является. Этот фонд теперь будет бенефициаром, то есть выгодоприобретателем от этих активов, и полученные доходы должен использовать на свои уставные цели. То есть на помощь российским детям, больным онкологическими заболеваниями.
Лебедева понять можно. Он не раз заявлял, что Аэрофлот сокращает авиапарк, что он не способен выйти на операционную прибыль. Обвинял предприниматель авиаперевозчика в высоких расходах на дистрибьюцию билетов и неэффективном распоряжении недвижимостью. Даже грозился продать принадлежащие ему акции Аэрофлота.
Как полагают эксперты, последнее решение суда свело на нет сделку ИФК с Аэрофлотом. В результате бизнесмен понес убытки, а государство осталось при своих интересах, которые оно никогда не упускало.