Санкции как предлог
Госзаказ касается производства школьных автобусов и машин «скорой помощи», сообщает пресс-служба Группы, не раскрывая, впрочем, финансовых параметров. Отметим, что в недрах российского правительства бродит письмо от генерального директора «Группы ГАЗ» Вадима Сорокина вице-премьеру Дмитрию Козаку с просьбой о выделении 29,5 млрд. рублей господдержки.
Деньги нужны для погашения обязательств по ранее полученным Группой кредитам. Перекредитоваться на Западе невозможно — Минфин США еще в апреле 2018 года внес «Группу ГАЗ» в «черный список». Правда, сроки вступления в силу ограничений для «Группы ГАЗ» неоднократно продлевались. Последний раз это произошло в июне 2019 года, когда дата передвинулась с 6 июля на 8 ноября.
Тем не менее, основной владелец «Группы ГАЗ» Олег Дерипаска неоднократно заявлял о негативных последствиях санкций, не конкретизируя, впрочем, в чем они состоят. Например, говоря о том, что некие поставщики прекратили сотрудничество, Дерипаска так и не назвал, кто же это, собственно говоря.
«Группа ГАЗ» не продает продукцию в США, ее акции не котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже, а такой крупный партнер, как концерн «Фольксваген», не только не закрыл сборочное производство в Нижнем Новгороде, но даже не заявил о такой возможности. Правда, в середине нынешнего года «Фольксваген» сообщил, что не ведет переговоров о покупке пакета акций «Группы ГАЗ». Так эти переговоры то идут, то не идут уже на протяжении многих лет и ситуация напрямую не связана с санкциями.
Да, у «Группы ГАЗ» есть падение продаж LCV (малотоннажные коммерческие автомобили) на 4% по итогам первого полугодия, при том, что общероссийский рынок LCV просел на 2,4% к уровню прошлого года и на 3,3% упали продажи в июне в годовом разрезе. Таковы данные Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса. Глава комитета Йорг Шрайбер уверен: понижательный тренд по рынку в целом сохранится до конца 2019 года, в лучшем случае, будут достигнуты результаты 2018 года, а о росте не может быть и речи. То есть, опять не последствия санкций.
На государственных харчах
Школьные автобусы не зря фигурируют в нынешнем госзаказе. Эта продукция уже неоднократно становилась своего рода палочкой-выручалочкой для «Группы ГАЗ». Так, в 2016-2017 годах государственная многомиллиардная программа «Школьный автобус» была фактически «заточена» под Группу. Именно «Группа ГАЗ» стала единственным получателем бюджетных средств под данной программе при всей необходимости обновления российского парка школьных автобусов.
Машины «скорой помощи» на базе фургона «Газель» также стали своего рода отраслевым стандартом для сельских, городских и региональных станций, пополняющих автопарк на бюджетные средства.
Прежний губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев неоднократно лично принимал участие в решении проблем кредиторской задолженности «Группы ГАЗ», в том числе перед Сбербанком. И речь шла о десятках миллиардов рублей.
Многие российские города закупают большие городские автобусы для муниципальных предприятий именно у «Группы ГАЗ». Армия потребляет «Уралы», производящиеся на АО «Автомобильный завод «Урал», входящем в «Группу ГАЗ». Не обходят военные вниманием и 3-тонные «Газоны», выпускаемые непосредственно в Нижнем Новгороде на «ГАЗе».
Словом, государственные деньги играют в экономике «Группы ГАЗ» весьма существенную роль.