18+
  1. Госзаказы не уйдут в «чужие» руки

Госзаказы не уйдут в «чужие» руки

Госзаказы не уйдут в «чужие» руки
Итоги президентских выборов, очевидно, воодушевили не только многочисленных российских чиновников, но и представителей крупного бизнеса – главных «партнеров» государства, которым из года в год перепадают самые лакомые госзаказы. В конце минувшей недели журнал Forbes поведал, кому госконтракты принесли максимальную прибыль.

Очередная победа Владимира Путина на президентских выборах, то есть, сохранение на троне действующей власти, по всей видимости, означает, что предприниматели, близкие к нынешнему руководству страны, могут спать спокойно – переделов собственности не намечается. Все «великие стройки» и «мегапроекты» государства по-прежнему будут находиться в надежных руках ближайшего путинского окружения.

Forbes, регулярно занимающийся подсчетом олигархических (а, по сути, народных) капиталов, составил рейтинг бизнесменов, которые весьма неплохо наживаются на государственных заказах. В список «королей госзаказа» вошли 10 человек, получивших наибольшее количество денег из 5 трлн. рублей, направленных за последние 4 года на выполнение госконтрактов. Так уж вышло, что практически все эти люди – «давние друзья Владимира Путина».

Почти все лидеры списка получают сотни бюджетных миллиардов на дорожное и инфраструктурное строительство. Прокладка трубопроводов, обустройство месторождений, строительство мостов и тоннелей — именно эти работы приносят главные доходы господрядчикам. Да и сам Владимир Путин в одной из своих программных статей недавно подчеркнул: «Государство будет поддерживать крупные инфраструктурные проекты».

Но, делает выводы журнал, там, где речь идет о больших заказах, не остается места для конкуренции. В ходе очередного президентства господина Путина игроки останутся все те же, а при нынешней власти значительная доля федеральных инфраструктурных проектов достается всего 5–6 компаниям Ротенберга, Магомедова, Тимченко и других участников рейтинга. Лучше всего по этому поводу высказалась известная журналист и писатель Юлия Латынина в своей статье «Путин. Итого». «За время правления Путина все члены кооператива «Озеро» стали миллиардерами. Я не могу назвать ни одного человека, который за эти 12 лет из никого стал миллиардером и который не был бы при этом знакомым Путина. То есть, еще раз. Все хорошие знакомые Путина стали миллиардерами. Никто из незнакомых Путину людей миллиардером не стал», - пишет Латынина.

Действительно, взаимодействие власти и бизнеса в России до сих пор происходит по принципам кумовства или «одной скамейки» из старинных друзей президента-премьера-вновь избранного президента. Поэтому, все как полагается, первым в рейтинге Forbes числится миллиардер, владелец ряда банков и предприятий нефтегазового сектора, по совместительству друг детства и спарринг-партнер Владимира Путина по дзюдо Аркадий Ротенберг, который получил заказы общей сложностью на 889 млрд. рублей от «Газпрома», РЖД, «Олимпстроя», «Автодора», администрации гражданских аэродромов, «Росморпорта» и других госкомпаний.

Одним из последних крупных госзаказов стал проект реконструкции автомобильной дороги М–11 «Нарва», ведущей к морскому торговому порту Усть–Луга. Стоимость контракта, который получил холдинг «Мостотрест», принадлежащий Аркадию Ротенбергу, составляет 9,3 млрд. рублей.

Кроме портового проекта в Усть-Луге, корпорация участвует в строительстве порта в Сочи, производит основную часть работ на дорогах, путепроводах и мостах федерального значения, включая трассы, ведущие к сочинскому олимпийскому центру. В списке контрактов – КАД Санкт-Петербурга, автодорога «Амур», трассы М-1 «Белорусь», М-5 «Урал», М-10 «Россия», аэропорты в Нижнем Новгороде, Уфе, Адлере, московский авиационный узел, оснащение трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО).

Только в 2011 году «Мостотрест» выиграл сразу несколько крупных госконтрактов. Компания займется реконструкцией трассы М–4 «Дон» в обход Воронежа (стоимость контракта составляет 16,3 млрд. рублей), трассы М–9 «Балтия» (18,5 млрд. рублей), аэропорта Внуково (6,3 млрд. рублей), строительством северного обхода Рязани (3,5 млрд. рублей).

По результатам проверки ФАС, в 2010 году «Северный европейский трубный проект» (СЕТП), где братьям Ротенберг принадлежит по 38,1%, поставила «Газпрому» 93,6% труб большого диаметра. Получив контроль над денежными потоками от трубных поставок, братья Аркадия и Борис Ротенберги начали диверсифицировать бизнес. В 2008 году Аркадий купил пять строительных «дочек» «Газпрома» и создал из них «Стройгазмонтаж». Эта компания стала выигрывать тендеры газовой монополии. А некоторые заказы получила и вовсе без конкурса: заказ на строительство газопровода Джубга — Лазаревское — Сочи (31,5 млрд. рублей) или Сахалин — Хабаровск — Владивосток (127 млрд. рублей, по расчетам Forbes). За 2008–2011 годы тендеры на газопроводы принесли «Стройгазмонтажу» подряды на сумму более 400 млрд. рублей.

На второй позиции списка «королей госзаказа» - глава «Стройгазконсалтинга» Зияд Манасир –– 778 млрд. рублей от «Газпрома», Росавтодора и прочих госкомпаний. Компания Манасира, как известно, является одним из самых крупных строителей трубопроводов для нефтегазовой отрасли.

Третью строчку занял владелец «УГМК-Холдинга» Искандер Махмудов. По данным издания, он получил господряды на 364 млрд. рублей от РЖД, метрополитена и Минпрома. На четвертом месте оказался бывший однокурсник Аркадия Дворковича Зияудин Магомедов, получивший госзаказы на 226 млрд. рублей от РЖД, ФСК и др.

Владелец «Базового элемента» Олег Дерипаска находится на седьмом месте рейтинга. Он получил заказы на 104 млрд. рублей от ЖД, Росавтодора, Комитета по строительству Санкт-Петербурга, Росморпорта, «Олимпстроя» и Департамента транспорта и связи города Москвы. Добавим, что его компания «Трансстрой» участвует в олимпийских стройках и строит дублер Курортного проспекта в Сочи за 52 млрд. рублей.

«Номером 6» в десятке рейтинга Forbes стал предприниматель и еще один давний друг Путина Геннадий Тимченко с госзаказами на 113 млрд. рублей от Федеральной Сетевой Компании, Департамента транспорта и связи города Москвы и нефтяными госпроектами. В 2011 году «Стройтрансгаз» Тимченко приобрел блокпакет столичного генподрядчика «Аркс», специализирующегося на инфраструктурном строительстве. Сейчас портфель госзаказов «Аркса» составляет около 7,4 млрд. рублей и, скорее всего, будет расти, предполагают наблюдатели.

Между тем, в конце февраля многие СМИ сообщили о том, что один из самых громких российских инфраструктурных проектов, также доверенных подконтрольным Геннадию Тимченко «Роснефтьбункеру» и «Невской трубной компании», а также «Новатэку - Усть-Луга», находится на грани провала. Морские причалы в порту Усть-Луга, которые строили компании друга Путина для государства, оказались под угрозой обрушения. К тому же выяснилось, что весь новый нефтепровод, конечной точкой которого и является порт, вряд ли справится со своими геополитическими задачами.

Как писал «Коммерсант-Деньги», проект строительства нового нефтепровода БТС-2, который должен был расширить возможности России по экспорту в Европу нефти через отечественные морские порты, столкнулся с непреодолимым препятствием прямо перед планируемым запуском. Морской терминал в порту Усть-Луга в Ленинградской области не может принимать танкеры и отгружать нефть из-за образовавшихся провалов на причалах.

Впоследствии стало известно, что эти провалы стали образовываться еще в июле прошлого года, как раз к тому времени владельцы причалов ОАО «Роснефтьбункер» и ООО «Невская трубопроводная компания» отчитались о почти полном завершении строительных работ. Но внезапно появившиеся провалы угрожали обрушением построенных на причалах конструкций.

По оценке специалистов, с учетом общей длины провалов себестоимость восстановления причалов составит как минимум $30 млн. Еще около $100 млн. — дополнительные дноуглубительные работы. В привлечении груза на терминал нефтетрейдеру Геннадию Тимченко придется сделать невозможное: по мнению участников рынка, вряд ли кто-то из нефтяников захочет заключать долгосрочные контракты на отгрузку нефти с недостроенных и небезопасных причалов.

Причем, как ни сомнительны перспективы создания крупнейшего порта на Балтике, проект продолжает пользоваться активной господдержкой. С момента его создания в Усть-Лугу было вложено 89 млрд. рублей; в 2011 году было инвестировано почти 60 млрд. рублей. Теперь государству придется потратиться еще и на ремонт. Однако большой вопрос: понесут ли горе-строители какое-либо наказание за провал проекта? Ведь Владимиру Путину в этом случае придется начать с себя, так как именно при его непосредственном участии и формировалась бизнес-конструкция порта.

Необходимо упомянуть и прочих «избранных» партнеров государства. Следующими в списке Forbes числятся основные владельцы строительной компании «Мост» Владимир Костылев и Евгений Сур с заказами на 90 млрд. рублей, владелец холдинга Crocus Group Арас Агаларов, получивший господряды на 62 млрд. рублей. Рейтинг бизнесменов замыкает Вазген Геворкян. Его компании выполняли госзаказы для нефтегазовой отрасли на 46 млрд. рублей.

Если судить по планам правительства, будущее главных исполнителей госзаказов выглядит вполне безоблачно. Владимир Путин, акцентируя внимание на развитии инфраструктуры, обещает «десятилетку большой стройки» — по его словам, только на строительство дорог до 2020 года государство потратит 20 трлн. рублей. Впечатляют и планы госмонополий. Объем инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» на 2012 год запланирован в размере 428,4 млрд. рублей. Новая инвестпрограмма является самой масштабной и превышает программу 2011 года на 32 млрд. рублей.

Все эти красивые слова и грандиозные планы руководства страны разбиваются о реальность, в которой огромные деньги, выделенные из государственного бюджета, очень часто растворяются в неизвестном направлении. Президент Медведев в 2010 году сам заявлял о том, что при госзакупках разворовывается около триллиона рублей.

Помимо этого, как видим, из-за нарушений в процессе строительства проваливаются причалы стратегических терминалов, рушатся некачественно изготовленные конструкции АЭС, а российские дороги до сих признаются чуть ли не самыми опасными в мире. Но у нынешнего руководства страны, похоже, только один железный принцип: друзья Владимира Путина – это настолько «почетная должность», что ей гарантированы всепрощение и полная неприкосновенность.