В статье 6 законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» записано, что государство может регулировать цены на пшеничный и ржаной хлеб, коровье молоко, кефир, растительное и сливочное масло, говядину, свинину, мясо птицы, куриное яйцо, соль, сахар и чай. При этом оговорено, что данная мера может быть распространена как на весь перечень названных товаров, так и на отдельные виды продуктов питания, включенных в этот перечень.
Напомним, что на госрегулировании цен на отдельные виды продуктов питания очень настаивает Минсельхоз, главе которого Алексею Гордееву за последние пять месяцев не раз доставалось от премьер-министра Виктора Зубкова и президента Владимира Путина, высказывавших справедливое недовольство тем, что темпы роста продовольственных цен не позволяют правительству добиться желаемого уровня инфляции в пределах 7-8%.
Алексей Гордеев, в свою очередь, всю вину за высокие продовольственные цены переложил на розничную торговлю, где, по его словам, торговая наценка на сельхозпродукцию составляет около 30-40%. Поэтому введение в России госрегулирования цен на отдельные продукты питания, по его мнению, позволит сделать темпы роста инфляции более предсказуемыми.
Между тем, против госрегулирования цен выступает Минфин, считающий его нерыночной мерой. В унисон с ведомством Алексея Кудрина делают заявления и почти все предприниматели, занятые торговлей, а также эксперты.
К примеру, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, говоря о госрегулировании цен, пугает общество тем, что после его введения в России может образоваться дефицит продуктов питания. «Если правительство примет такое решение, то на российских производителей, которые в условиях мирового продовольственного кризиса могут стать крупнейшими экспортерами, будут наложены ограничения», - отметил также экономист в эфире радио «Эхо Москвы».
Кроме того, Евгений Ясин уверен, что введение госрегулирования цен станет тормозом на пути развития конкурентоспособной торговли в России. Поэтому он и предлагает вести более жесткую денежную политику и «следить, чтобы инфляция не росла».
С Евгением Ясиным вряд ли согласны авторы законопроекта, заявляющие, что закон как раз и направлен на развитие конкуренции. Их логика проста: поскольку закон ограничивает присутствие на рынке, данное обстоятельство выгодно мелким компаниям и ставит в определенные рамки крупные торговые сети. На это же направлена и норма закона, вводящая понятие доминирования на рынке розничной торговли.
Согласно законопроекту, доминирующим положением считается доля в 15% рынка и более. Именно в торговых сетях, имеющих такую долю, да еще внесенных в реестр ФАС, как раз и будет применяться мера госрегулирования цен. Так что большинство торговцев вряд ли пострадают после принятия данного закона.
Как пояснил директор департамента госрегулирования внутренней торговли МЭРТ Павел Волков, регулирование может производиться двумя способами – либо в виде наценки, либо в виде предельной цены, как, к примеру, это сейчас делается в отношении табачной продукции. Решение вопроса, какой из этих механизмов в каждом конкретном случае задействовать – это прерогатива правительства России.
Чего нет в проекте закона – так это конкретных предложений по наценке. «Это может быть и 3% и 20%. Наценка может применяться как на оптовые цены, так и на цены производителей», - пояснил чиновник МЭРТ.
При этом он подчеркнул, что срок действия постановления правительства о введении госрегулирования цен не может превышать 180 дней и не может продляться.