Homo volaticus (человек летающий - лат.), Или кто сказал, что люди не летают

Homo volaticus (человек летающий - лат.), Или кто сказал, что люди не летают
Фото: https://www.openbusiness.ru/
Давняя мечта человека подняться в небо впервые осуществилась в конце 18 века. Способствовало этому изобретение братьев Монгольфье, которое они впервые продемонстрировали 5 июня 1783 года.

Вместо предисловия

125 лет назад в 1895 году в Санкт-Петербурге в журнале «Северный вестник» поэт и писатель Федор Сологуб опубликовал свой первый роман «Тяжелые сны». Литературное повествование разворачивается в небольшом провинциальном местечке на северо-западе России, описание которого во многом соответствует городу Великие Луки Псковской губернии. Дело в том, что именно здесь после окончания Петербургского Учительского института Федор Сологуб некоторое время преподавал в местной школе математику. В этом же городе он трудился и над созданием своего первого романа.

А теперь о невероятном, почти мистическом, предсказании писателя. В книге есть такой эпизод. Среди местных жителей разносится слух: над городом должны появиться неведомые воздушные шары и управляемые аэростаты. В этой связи учительница Ивакина спрашивает у своего коллеги: «Вы говорили, что скоро последует прибытие воздушных шаров, но не можете ли вы определить более точно, когда именно это произойдет?»

Реклама на веке
Как разместить

Ответить на вопрос героини романа о точном времени прибытии шаров в город довелось лично мне и моим друзьям-воздухоплавателям. Впрочем, обо всем по порядку.

Небесные первопроходцы

Идея подняться в воздух и летать «аки птица» - стара как мир. Научиться плавать по воздушному океану люди мечтали еще в глубокой древности. Примеров тому несть числа: религиозные свидетельства, литературные сказания, мифы, легенды. Всесилие божеств подчеркивалось именно способностью летать: вознесение пророка Илии на небо или, вспомните, предание об Икаре и Дедале. В рукописи Даниила Заточника, найденной в Чудовом монастыре, среди описания развлечений во время празднеств славян примерно в 1200 годы есть такие слова: «...Иные слетают с церкви или высокого дома на шелковых крыльях». Как мы теперь знаем, многочисленные попытки реально оторваться от земли с помощью собственной мускульной силы изначально были обречены на провал.

Считается, что первый серьезный научный подход к проблеме создания «летательных машин» проявил Леонардо да Винчи. Например, он пришел к выводу, что в полете птица находит опору в самом воздухе, «делая эту жидкость (воздух) более густой там, где она летит, нежели там, где она не летит». Он же предложил чертежи, наброски и расчеты планера, махолета. Но воплотить гениальные идеи в жизнь ему так и не удалось.

Как полагают некоторые исследователи, еще 2 тыс. лет назад прародители перуанцев могли совершать полеты, скажем, над пустыней Наска. Это то место, где расположены загадочные наземные линии и узоры, которые можно рассмотреть лишь с высоты птичьего полета. Кстати, на стене одной из местных гробниц обнаружены рисунки, отдаленно напоминающие аэростат. Есть и гипотеза, что загадочные изображения на земле ничто иное как разметка древнего аэродрома.

Теперь о свидетельствах более реальных, а, главное, о более удачных попытках создания аппаратов для передвижения по воздуху.

Французский миссионер Бассу описывает запуск воздушного шара в 1306 году в Пекине на празднике по случаю вступления на престол императора Фо Кина. Тогда якобы при огромном стечении людей шар поднялся в небо и улетел на значительное расстояние.

Homo volaticus (человек летающий - лат.), Или кто сказал, что люди не летают

Картинка: epizodyspace.ru

Следующая, более достоверная воздухоплавательная история произошла через 403 года. В апреле 1709 года монах-иезуит Бартоломеу Лоренсу де Гужмаон (по другим источникам его называют Варфоломей Гюсмао) встретился с королем Португалии Жуаном и убедил его начать работы по постройке воздушной машины. Отрывать конструкцию от земли должен был ветер, улавливаемый мешками и направляемый через раструбы в паруса. Машину предлагалось использовать в военных целях для бомбардировок неприятеля. Вскоре король потребовал отчет о проделанной работе. Первый блин вышел комом — 3 августа во время демонстрации модель сгорела на старте. После этого Гужмаон усовершенствовал свое изобретение и 30 октября осуществил нормальный взлет и посадку аппарата. Существует также версия, что в один из дней Бартоломеу взобрался на башню Святого Георгия в Лиссабоне, уселся в диковинный аппарат типа лодки с парусом и на глазах ошеломленной публики пролетел над португальской столицей. Впрочем, несмотря на все усилия конструктора-самоучки финал сей повести печален. Король понял, что вместо воздушных кораблей он получил всего лишь воздушный замок. Вскоре изобретатель, удостоенный прозвища «Увуадор» (Летатель), был лишен всех милостей и был вынужден бежать из Португалии.

«К звездам»

Многочисленные попытки «плавания по воздуху» заканчивались неудачей до тех пор, пока свой воздушный шар не подняли в небо братья-французы Монгольфье. Согласно легенде, однажды старший из них Жозеф, надевая рубашку у камина, обратил внимание на то, что она, наполнившись горячим воздухом, начала надуваться пузырем...

Отец Жозефа по меркам небольшого французского городка Аннонэ был вполне состоятельным человеком. Он владел бумажной фабрикой и сумел дать детям приличное образование. Жозеф и его младший брат Жак с детства тянулись к знаниям. Особенно их увлекали точные науки — физика, химия, математика. К тому же оба были заядлыми мечтателями и фантазерами.

Занимаясь управлением доставшейся им в наследство бумажной фабрикой, они продолжали и свои научные эксперименты. Их целиком захватила идея перемещения по воздуху. Поначалу братья соорудили большую конструкцию из холста и стали наполнять ее паром от кипящей воды. Необычная фигура раздулась, но, размокнув, лететь «отказалась». Увлечение химией помогло братьям поставить другой опыт. В очередной придуманный ими аппарат они попытались закачать водород. На земле металлические опилки были залиты серной кислотой, а выделявшийся газ направили по трубам под оболочку. Ход мыслей братьев был абсолютно правильный. Летучий газ (так тогда называли водород), который значительно легче воздуха, теоретически позволял оторваться от земли, но отсутствие герметичности шара и на этом их опыте поставило жирный крест.

Неудачи только раззадорили братьев. По одним свидетельствам, надувшаяся рубашка у камина, по другим - дым, поднимающийся над костром, натолкнули Жозефа на мысль о том, что надо наполнять шар горячим воздухом. Для экспериментов стали закачивать дым в бумажные мешки. Они с легкостью взмывали в небеса и долго парили среди облаков.

К практической реализации задуманного братья приступили в 1782 году. Через год к полету был подготовлен шар необычной конструкции. В качестве материала для оболочки использовали плотный холст, оклеенный изнутри лучшей бумагой их фабрики и укрепленный по диаметру матерчатым поясом, к которому крепились веревки для удержания конструкции во время запуска. Нижняя горловина шара была укреплена деревянной рамой. Конструкция получилась громоздкой и весила свыше 200 кг.

И вот наступил долгожданный день. Братья и их помощники над горловиной шара развели костер. Горячий воздух стал наполнять оболочку. Бесформенный холст зашевелился словно живое существо, расправились складки и вскоре над толпой зрителей вырос шар 11 метров в диаметре. Восемь человек едва удерживали рвущийся в небо необычный аппарат высотой с трехэтажный дом. Прозвучала команда и шар с надписью на боку AD ASTRA («К звездам» - лат.) стремительно рванул в небо. Базарная площадь восторженно ахнула. Шар поднялся над городом примерно на 500 метров и продержался в воздухе около 10 минут. Как только теплый воздух в нем остыл, шар потерял подъемную силу и медленно опустился на землю. Так 5 июня 1783 года Жозеф и Этьен Монгольфье сделали первый шаг к звездам, а их имена навсегда вошли в историю воздухоплавания.

Известие о том, что братья Монгольфье изобрели воздушный шар и провели его успешное испытание, очень скоро достигло Парижа. Опытом братьев-изобретателей заинтересовался сам Людовиг XVI. Парижская Академия наук отправила Монгольфье приглашение прибыть в Версаль и продемонстрировать королю необычную новацию. Пока братья добирались из провинциального Аннонэ в Париж нетерпеливый Людовик XVI поручил профессору Жаку Александру Сезару Шарлю изучить и повторить опыт братьев-фабрикантов. Буквально за ночь Шарль изготовил чертеж конструкции, в которой предусмотрел целый ряд усовершенствований. Уже герметичную оболочку он изготовил из китайского шелка, пропитанного каучуковым раствором. И 27 августа 1783 года в Париже на Марсовом поле под проливным дождем толпа людей с восторгом наблюдала старт воздушного шара «Глобус». Аэростат 3,5 метра в диаметре, наполненный водородом, взлетел на 1 500 метров! Однако скоро лопнул, ошметки шара были найдены примерно в 25 километрах от места старта. Тем не менее, и этот опыт летания по воздуху был признан успешным. С тех пор и по наши дни шары, наполненные горячим воздухом, называют «монгольфьерами», а водородом - «шальерами».

Братья Монгольфье прибыли в Париж лишь в сентябре 1783 года. Их новый модернизированный аппарат был оснащен корзиной, сплетенной из ивовых прутьев. Они заявили парижским газетчикам, что собираются поднять в воздух людей. Эта новость стала настоящей сенсацией. Газеты одна за другой предсказывали, что при подъеме на высоту у людей разорвется сердце или начнется страшное головокружение. Священники предупреждали: тех, кто дерзнет взлететь, ждет кара Небесная. В последний момент братья Монгольфье решили не рисковать человеческими жизнями и отправили в полет овцу, петуха и утку. Они и стали первыми успешными аэронавтами.

Реклама на веке
Как разместить
Alibaba вложит $1,4 млрд в создание системы искусственного интеллекта для умных колонок Сенаторы США собираются добиться санкций в отношении китайских чиновников из-за Гонконга
Нецензурные и противоречащие законодательству РФ комментарии удаляются