Ил-86: юбилей первого рейса небесного рекордсмена

22684
Сорок лет назад, 26 декабря 1980 года, легендарный самолёт Ил-86 (борт СССР-86006) выполнил свой первый регулярный рейс по маршруту Москва - Ташкент - Москва.

Как вспоминает бывший командир отряда этих самолетов, впоследствии начальник Внуковского производственного объединения, заслуженный пилот СССР Алексей Тимофеев, право начала коммерческих полетов было доверено двум экипажам. Из Москвы левое кресло командира занимал Виктор Калиманов. Из Ташкента в столицу, сменив своего коллегу по летному училищу, за штурвалом сидел Анатолий Каледин.

Отряд, которым в свое время командовал Тимофеев, насчитывал 23 машины. А еще Алексей Александрович вспоминает, что каждый экипаж, выполнявший подобный рейс, своим полетом «покрывал» производственный план целого управления ГА типа Литовского или Эстонского. Ни в каком другом самолете до этого пассажиры не чувствовали себя столь комфортно: много воздуха, совершенная система кондиционирования, просторные высокие салоны, по-домашнему удобные кресла, широкие проходы между рядами. А еще совсем было непривычно то, что весь багаж размещался в соответствующих номеру кресла ячейка на нижней палубе лайнера. По окончании рейса чемоданы без томительных ожиданий у ленты аэровокзального комплекса возвращались хозяевам. Тимофеев вспоминает, что до начала полетов этой машины в Адлер и Крым авиапассажиры, прилетев к месту отдыха, сразу занимали очередь в кассы за билетами на обратную дорогу. Ил-86 легко решил эту проблему вместимостью на 360 пассажиров.

Ил-86: юбилей первого рейса небесного рекордсмена

Реклама на веке

Тимофееву доводилось открывать рейсы нового аэробуса и за рубеж. И если поначалу Ил-86 предназначался для полетов по наиболее загруженным внутренним трассам, то с июля 1981 года открылся международный авиарейс Москва - Берлин. К 1990 году регулярные полеты этого лайнера выполнялись уже на оба американских континента (в Нью-Йорк, Вашингтон, Буэнос-Айрес, Сан-Сальвадор, Сантьяго-де-Чили и другие города).

Были ли отказы техники? Однажды у едва набравшего высоту аэробуса, направлявшегося в Хабаровск, при взлете из Внукова пришлось сливать целых 42 тонны топлива из-за проблем со стабилизатором. После удачного приземления там же командиру Тимофееву под расписку о неразглашении авиаинцидента (никак нельзя было спугнуть жаждущих попасть именно на Ил-86 пассажиров) за летное мастерство вручили телескоп - личную награду министра. Памятный прибор и сегодня украшает дачу ветерана, напоминая ему о том случае спасения и машины, и 368 пассажиров на борту. А вообще этот лайнер вписал в историю гражданской авиации страницу высочайшей надежности, достойной Книги рекордов Гиннеса – за более чем 30-летнюю эксплуатацию он не убил ни одного пассажира. Кстати, подтвердил эту свою особенность высокой безопасности лайнер не единожды. Например, когда шереметьевский экипаж, завершая рейс из Москвы в Дели, забыл выпустить шасси. Все остались живы, основной урон был нанесен ВПП местного аэропорта, который на несколько часов вынужден был закрыться. Но ведь Ил не загорелся! И, что самое потрясающее, остался пригодным для дальнейшей эксплуатации. В остановке серийного выпуска замечательной машины, по мнению Тимофеева, больше политики, нежели здравого смысла.

Ил-86: юбилей первого рейса небесного рекордсмена

Об этом, да и вообще о надежности всех машин ильюшинской фирмы мы беседовали с заместителем главного конструктора ПАО «Ил» Ольгой Кругляковой буквально на днях, после первого успешного полета в Жуковском новой турбовинтовой машины Ил-114-300. Порадовались вместе этому знаковому событию - наконец-то всерьез реализуется план возврата к собственной современной региональной технике, которой не страшны ни грунтовые, ни ледовые аэродромы! А потом вместе погоревали о том, сколько времени потеряно, ведь эта машина сертифицировалась еще почти четверть века назад, неужели так и будем вспоминать о собственных достижениях в этой области, лишь попав в жесткие тиски санкций? На том же Ил-86 всего через какой-то год после начала его эксплуатации было установлено около 20 мировых рекордов скорости в полёте по замкнутому маршруту с нагрузкой от 35 до 80 тонн. Но в итоге в массовую серию, по сути, практически не пошли, как планировалось, ни даже ремоторизованный Ил-86, ни последовавший за ним Ил-96. Зато эту нишу заняли купленные российскими авиакомпаниями бывшие в употреблении Airbus А310, Boeing 747 и Boeing 767, возраст которых составлял 10-20 лет. На мой вопрос, считает ли она, что поставить к забору один из самых безопасных самолетов в гражданской мировой авиации было ошибкой руководства России, Ольга Валентиновна ответила почти как Аркадий Велюров Костику из фильма «Покровские ворота»:

- Заметьте, вы сами только что это сказали. У 86-й машины, к примеру, действительно была единственная катастрофа без пассажиров в Шереметьеве. Все наши широкофюзеляжные машины надежны и безопасны. В основном же - чего широкие массы не любят слышать - показатель столь высокой надежности подводит чаще так называемый человеческий фактор. Критический отказ техники случается очень редко. Статистика неумолима - самые главные катастрофы последних лет зависят именно от него. Пока, к сожалению, это самое слабое звено в авиации. И по части подготовки экипажей, и по части подготовки наземного персонала. Увы, но суперсовременная автоматика, на мой взгляд, нанесла вред профессии пилота, поскольку экипажи настолько увлекаются ее контролированием, что, попадая в нештатные ситуации, при отказе автоматики нередко теряются - не знают, что делать. Подобное произошло, к примеру, с самолетом Эйр Франс, упавшим в Атлантику.

Есть ли все же будущее у отечественных широкофюзеляжных самолетов? И на этот вопрос Ольга Круглякова дает уверенный ответ:

- То, что наша широкофюзеляжная техника конкурентоспособна, в этом нас убеждает сам президент страны, который летает на Ил-96. Просто, если бы мы в свое время пошли по пути Запада, постоянно поддерживая и модернизируя собственную летающую продукцию, оставляя ей лишь внешний облик, то и у отечественных широкофюзеляжных было бы более счастливое и настоящее, и будущее. Каков выход сегодня? Он есть, и сегодня уже просматривается - перейти на более экономичный 2-двигательный вариант лайнера. Деваться ведь некуда – ставка на совместный широкофюзеляжный самолет совместно с китайцами уже несостоятельна. И мы, и они - перед одинаковой перспективой: дальнейшими западными санкциями. Надо надеяться теперь только на свои силы, которые у нас имеются.

Реклама на веке
Аналитик Евгений Биезбардис назвал причины бедности российских пенсионеров Центральноафриканцы выбирают мирное и демократическое будущее для своей страны

Опасность на кухне: как мытье пластика в посудомоечной машине может привести к деменции

335
Опасность на кухне: как мытье пластика в посудомоечной машине может привести к деменции
Фото: https://www.dailymail.co.uk/sciencetech/article-14743425/kitchen-task-fueling-dementia-epidemic-microplastics.html
Ученые бьют тревогу: мытье пластиковой посуды в посудомоечной машине выделяет опасные микрочастицы, способные проникать в мозг и повышать риск деменции. Узнайте, как защитить себя и близких.

Посудомоечные машины, призванные облегчить нам жизнь, могут нести скрытую угрозу. Новые исследования показывают, что мытье пластиковой посуды в посудомоечной машине приводит к выделению опасных микрочастиц, которые могут повышать риск развития деменции и других серьезных заболеваний.

Тревожные открытия ученых

Исследователи обнаружили, что при мытье пластиковых тарелок, мисок, чашек и столовых приборов в посудомоечной машине выделяются микро- и наночастицы пластика. Эти частицы настолько малы, что способны преодолевать биологические барьеры, включая гематоэнцефалический барьер, защищающий наш мозг.

Реклама на веке

Шокирующие цифры

Один цикл мойки может привести к выбросу до миллиона пластиковых частиц. По расчетам ученых, это эквивалентно шести миллиграммам микропластика, накапливающегося в организме человека за год - примерно четверти рисового зерна. Хотя эта цифра кажется небольшой, постоянное накопление таких частиц вызывает серьезные опасения у медиков.

Механизм опасности

Основной причиной выделения микропластика является воздействие высоких температур (до 70°C) и агрессивных моющих средств во время цикла мойки. Пластиковые изделия подвергаются химической, термической и абразивной обработке, что приводит к их разрушению на микроскопическом уровне.

Связь с деменцией

Исследование 54 образцов мозга показало, что у пациентов с деменцией концентрация микропластика значительно выше, чем у здоровых людей. В некоторых случаях разница достигала десятикратного значения. Особенно тревожит обнаружение частиц в обонятельной луковице - области мозга, отвечающей за обработку запахов.

Другие риски для здоровья

Помимо деменции, микропластик связывают с:

- Онкологическими заболеваниями

- Сердечно-сосудистыми патологиями

- Проблемами репродуктивной системы

- Нарушениями работы иммунной системы

Глобальная проблема

По прогнозам, к 2025 году в США 7,2 миллиона пожилых людей будут страдать от деменции. К 2040 году эта цифра может вырасти до 12 миллионов. Хотя микропластик - не единственный фактор риска, его влияние на рост нейродегенеративных заболеваний нельзя игнорировать.

Как защитить себя?

Эксперты рекомендуют:

1. Отказаться от мытья пластиковой посуды в посудомоечной машине

2. Использовать альтернативные материалы (стекло, керамику, нержавеющую сталь)

3. Мыть пластиковые изделия вручную прохладной водой

4. Регулярно проверять и заменять старую пластиковую посуду

Вывод

Это исследование в очередной раз демонстрирует, как повседневные бытовые привычки могут влиять на наше здоровье. Осознанный подход к использованию пластиковой посуды и выбор более безопасных альтернатив помогут снизить риски для здоровья всей семьи. Ученые продолжают изучать влияние микропластика на организм, и уже сейчас ясно - профилактика лучше, чем лечение.

Реклама на веке
Новый домашний тест на рак: как собаки и искусственный интеллект меняют диагностику
Реклама на веке
Реклама на веке