За минувшую неделю, констатирует Росстат, как и обычно заметнее всего подорожали пшено и гречка – на 1,9% и 1,5% соответственно. Стоимость яиц выросла на 1,1%, мука, печенье и пастеризованный молочный напиток за этот же период стали дороже на 0,5-0,6%.
Цены на плодоовощную продукцию в среднем выросли за неделю с 6 по 14 марта на 0,3%, в том числе на морковь, лук репчатый и капусту – на 0,4-0,9%. В то же время картофель подешевел на 0,3%.
Цены на бензин автомобильный не изменились, на дизельное топливо – снизились на 0,2%.
В то время, как за прошедшую неделю плата за жилье в домах государственного и муниципального жилищных фондов, отопление, водоснабжение горячее и электроснабжение не изменилась, водоснабжение холодное и водоотведение подорожали на 0,1%.
По прогнозам Минэкономразвития, мартовская инфляция в России может составить 0,6-0,7%. «Думаю, что инфляция в марте будет меньше, чем в феврале. Наша оценка – 0,6-0,7%», - заявила на прошлой неделе глава МЭР Эльвира Набиуллина, отмечает РБК.
Примечательно, что если прогноз министра экономического развития РФ сбудется, окажется, что за первые три месяца года инфляция в России выполнит шестимесячную норму, поскольку пока официальный прогноз Минэкономразвития по инфляции на 2011 год составляет 6-7%, в то время как в кулуарах МЭР чиновники ведомства неофициально называют уже другую цифру – 7-8%.
Напомним, что ранее Минэкономразвития устами Эльвиры Набиуллиной отмечало, что в середине 2011 года может быть зафиксирован максимум роста инфляции, в среднегодовом исчислении она может составить около 10%, а затем «за счет базы пойдет вниз».
Между тем, розничная торговля не испытывает подобный оптимизм, закладывая дальнейший рост цен. Как пишет «Коммерсант», начиная со второго полугодия 2010 года уровень предпринимательской уверенности ритейлеров устойчиво снижается.
Исходя из опросов 4,2 тыс. компаний, которые были проведены Росстатом и на основе которых Центр конъюнктурных исследований ВШЭ на днях вывел индекс предпринимательской уверенности, можно сделать вывод, что на снижение уверенности ритейлеров повлияли «общемировая тенденция роста цен на продовольствие, ускорение инфляции, наблюдаемое в России в начале года, а также усиление налоговой нагрузки на бизнес».
В первом квартале 2011 года более половины респондентов сообщили об увеличении отпускных цен, главным фактором роста цен, на фоне увеличения цен на регулируемые государством услуги, оставался рост цен на продовольствие (на это указали 70% респондентов). «Судя по мнению большинства из них, в их намерениях и в грядущем квартале продолжать ускорять ценовое ралли»,— подчеркивают в ВШЭ, отмечает издание.
Впрочем, по мнению директора центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгия Остапковича, «обвинять только ритейлеров в асоциальном поведении и призывать соответствующие органы к более жесткому применению статей закона о торговле, регламентирующих ценовую политику отрасли, рука не поднимается».
Во-первых, подчеркивает он, закон о торговле не регулирует ценовое поведение поставщиков, которые «предлагают товары по новым завышенным ценам и в большинстве случаев вынуждают ритейлеров брать их на реализацию». Во-вторых, на фоне стабильно высокого числа административных проверок «с начала года усилилось давление на бизнес со стороны государства в виде роста налоговой составляющей».
Доля предпринимателей, которая указала на высокий уровень налогов как основной фактор, оказывающий отрицательное давление на их деятельность, увеличилась с 40% в первом квартале 2010 года до 50% в первом квартале 2011 года. «Столь высокий процент респондентов, указавших на негативное влияние данного ограничения, был зафиксирован впервые за последние семь лет».
Увеличение социальных платежей с 1 января 2011 года «может вызвать искусственное занижение прибыли организаций и поиски иных схем налоговой оптимизации»,— констатируют в ВШЭ, отмечает «Коммерсант».