Однако подписание контракта оказалось заморожено на время проведения внеплановой проверки ФАС. Представители строительной компании «Зодчий» считают, что тендер проводился с нарушением российского законодательства, без чего компания Креславского в принципе не смогла бы принять участие в торгах. Кроме того, чиновники по какой-то причине «забыли», что сфинксы на Свердловской набережной являются объектом культурного наследия и аукционы на работу с такими объектами проходят с особыми требованиями.
Проект реконструкции Свердловской набережной в центре Санкт-Петербурга был разработан в 2018-2019 годах за 18 миллионов рублей. В августе официальные СМИ Смольного отрапортовали о выделении на реализацию проекта 883 миллионов бюджетных рублей.
В сентябре Комитет по государственному заказу и ГБУ «Мостотрест» объявили тендер на реализацию проекта. Однако стартовая цена оказалась заметно ниже выделенных денег – 828,2 миллиона рублей.
По неясной причине ни одна компания не заявилась на участие в тендере и в декабре состоялся его перезапуск. И вновь стартовая цена упала, уже до 823,7 миллиона рублей. Куда исчезло почти 60 миллионов рублей – загадка.
Тем не менее, во второй раз торги всё же состоялись, свои заявки подали две компании. Победу одержал застройщик «РСГ». Название компании в СМИ до этого не встречалось. Однако известно, что ранее предприятие носило имя «РосСтройИнвест-Комплекс» и являлось дочерней фирмой «РСТИ». Холдинг «РСТИ» один из крупнейших девелоперов Петербурга, основанный бизнесменом Фёдором Туркиным. Совладельцами бизнеса являются его жена Нина Креславская и пасынок Игорь Креславский. Последний в 2020 году был назначен губернатором Александром Бегловым на должность председателя Комитета по строительству. Полностью отказываться от семейного бизнеса Креславский не стал, а передал все свои доли матери в доверительное управление.
Сразу после подведения итогов тендер оказался заблокирован по требованию ФАС. Антимонопольщики получили жалобу от строительной компании «Зодчий». Представители предприятия отметили, что тендер проводился в виде открытого аукциона, в котором могла принять участие любая компания. Но Свердловская набережная якобы относится к опасным или технологически сложным объектам, а значит по закону аукцион для неё должен проводиться в формате конкурса с ограниченным участием. Это означает, что бороться за победу в торгах может уже не любая компания, а только уже имеющая опыт работы с аналогичными объектами.
Имеет ли компания «РСГ» Игоря Креславского такой опыт достоверно не известно. Согласно данным Единой информационной системы в сфере закупок, ранее она самостоятельно не выполняла ни одного контракта. Но в конкурсной документации к тендеру на капремонт Свердловской набережно отмечено, что она якобы реализовала один контракт на 200 миллионов рублей. Вероятно, речь может идти о контракте субподряда, выполненного в интересах одной из многочисленных компаний семьи главы Комитета по строительству.
Относится Свердловская набережная к опасным или технологически сложным объектам установит ФАС. Однако на сайте «Мостотреста» имеется достаточно красноречивое описание набережной. Из него следует, что выполнять работы с ней сможет далеко не каждая компания.
«Конструкция набережной не имеет прецедента в городской строительной практике. Её основание — очень высокий свайный ростверк из свай-оболочек диаметром 600 мм и длиной 30 метров. Береговой ряд свай — сплошной с обратным фильтром. Самый опасный участок набережной — от Арсенальной улицы до улицы Ватутина. Здесь во время строительства в 1980 и 1983 годах произошло обрушение набережной. С момента ввода последнего участка ней установили геодезическое наблюдение», - указано на портале.
Более того, «Мостотрест» отмечает, что неотъемлемой частью Свердловской набережной является объект культурного наследия «пристань с гротом и сфинксами».
«Мостотрест» ссылается на распоряжение об утверждении охранного обязательства, подписанного КГИОП в августе 2019 года. Интересно, что распоряжение подписано уже после того, как был разработан проект капремонта Свердловской набережной и «пристань с гротом и сфинксами», согласно проекту, входит в территорию работ.
В открытых источниках нам не удалось обнаружить информации об исключении пристани из списка объектов ОКН. А значит по закону тендер на капремонт Свердловской набережной может проводиться исключительно в виде конкурса с ограниченным участием – у претендентов на победу обязательно должен иметься опыт работы с объектами культурного наследия. Но Комитет по госзаказу по неизвестной причине этого не сделал, а объявил открытый конкурс. Вероятно, именно из-за таких нестыковок в первый раз на него не заявилась ни одна компания, а контракт в итоге достался фирме председателя Комстроя.