18+
  1. К 4G не стали ближе ни на «Йоту»

К 4G не стали ближе ни на «Йоту»

К 4G не стали ближе ни на «Йоту»
Будущее связи четвертого поколения в России становится все более туманным. 8 сентября на заседании Госкомиссии по радиочастотам «Скартел» (известный под брендом Yota) первым в стране может получить разрешение на строительство LTE-сетей.

Это явно усилит позиции компании в непростых переговорах с другими операторами. Участники рынка считают: Yota, получившая дефицитные частоты, может застопорить и без того медленное развитие 4G-сетей.

Консорциум операторов, созданный для строительства федеральной сети мобильной связи четвертого поколения, де-юре перестал существовать еще 1 июня. Yota, вступив в новую для себя роль эксклюзивного строителя LTE-инфраструктуры для сотовой «Большой тройки» и «Ростелекома», вероятно, почувствовала себя монополистом, который волен распоряжаться вожделенными частотами.

Напомним, что вышеупомянутый консорциум был рожден в марте 2011 года, после того, как «Мегафон», МТС, «Вымпелком» («Билайн») и «Ростелеком» поняли, что им будет трудно получить частоты для LTE самостоятельно. «Скартел» оказался единственным оператором, которому государство такие частоты передало.

Поэтому все стороны торжественно подписали меморандум о строительстве на базе Yota единой сети LTE, которую эти операторы будут использовать все вместе. Соглашение предусматривало, что «Большая четверка» в 2014 году должна будет выкупить 80% «Скартела» (еще 20% останется у «Ростехнологий»). Заключение соглашения состоялось в московском офисе Yota, как полагается, в присутствии соответствующего министра и главы правительства Владимира Путина. Говорилось о том, что первые российские абоненты получат доступ к LTE уже в нынешнем году, а к 2014 году сеть охватит более 180 городов России.

Теперь выясняется, что связь четвертого поколения в России просто некому запускать – союза операторов уже даже формально не существует. Участники никак не могут договориться. Как пишут «Ведомости», камень преткновения в том, что акционеры «Скартела» запросили за компанию не менее $1 млрд. «Альфу-Групп» (является акционером «Вымпелкома») эта цена не устраивает, АФК «Система» (акционер МТС), по некоторым данным, хочет предложить развивать альтернативную сеть 4G в частотном диапазоне принадлежащего ему «Космос ТВ».

Вообще, сети ведущих операторов во многом готовы к переходу на LTE, и «сотовики» не прекращают попыток получить дефицитные частоты, пригодные для развертывания сетей четвертого поколения. «Таким образом, необходимость построения еще одной сети за их же деньги неочевидна», — цитирует газета одного из информаторов.

Российские блогеры, часто активно критикующие Yota за ненадлежащее качество связи и покрытие, напоминающее «дырявую сеть от комаров», также не остались в стороне от новостей, касающихся сетей четвертого поколения.

«Yota хочет ну очень много за 80% акций своей компании... Только не понятно, за что? Клиентов у Yota после весеннего роста цен просто нет, денег соответственно тоже не очень много. Да и качество предоставляемого интернета, несмотря на солидный отток клиентов, ни насколько не улучшилось, а местами он вообще перестал работать, хотя базовые станции видны модемам. Ну, так вот, мой прогноз — если владелец Yota не умерит свой пыл — операторы сотовой связи найдут другие частоты, чтобы начать предоставлять услуги LTE в России и уже тогда Yota будет никому не нужна», - пишет блогер под ником «I show you».

Как сообщила «Веку» специалист по исследованию рынка ComNews Research Марина Коробкова, изначально этот консорциум был невыгоден как для «Большой тройки», так и для всех операторов сотовой связи, кроме самой Yota. «Как мы видим на примере тех же сетей 3G – операторы благополучно, без какого-либо консорциума, их строят и никаких бед не знают, полностью управляя своими инвестициями и планируя их на много лет вперед, независимо друг от друга, что и составляет конкуренцию на нашем рынке. Поэтому их объединение с целью построения сетей четвертого поколения изначально было решением, не относящимся к конкурентному рынку, но деваться им было некуда, потому что, к сожалению, у нас такая страна и этот вопрос упирался в выделение частот».

По словам аналитика, операторы пошли на это лишь из желания строить и развивать 4G-сети, нежели сидеть без дела. Но проблема в том, что Yota начинает вертеть коллегами так, как ей это выгодно. «Сейчас вопрос встал, что их просто начинают использовать как дойных коров, не оставляя при этом какой-то свободы для маневра. За исключением инвестиций, более от «Большой тройки» ничего не требуется, само собой, они этим недовольны. Это все равно, что у вас попросить много денег для того, чтобы кто-то другой строил сети, а вы не принимали никакого активного участия в решении каких-то стратегических вопросов. Вроде мы все равны и вроде делаем одно дело, но почему то во главе угла стоит Yota», - недоумевает Марина Коробкова.

«Yota превращается в компанию-посредника (между операторами, которые и будут продавать услуги абонентам, и государством, которое эти частоты дало ей). Зачем лишнее звено в цепи? Какими технологиями обладает Yota, которых нет у «Большой тройки»? Я таких не знаю. Более того – бизнес Yota показывает, что компания не добилась значительных успехов на этом поприще, в отличие от «Большой тройки». Что дает посредник? Однозначно высокие цены для абонентов (это пятое колесо в телеге и так было всегда)», - пишет в своем блоге ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Нормальный бизнес «сотовиков» заключается в построении собственной инфраструктуры и эффективном управлении ею. В данном случае операторов пугает еще и неопределенность с размером будущих вложений. «Мы упускаем время, поскольку рынок мобильной передачи данных динамично растет, и сети 4G могут дать дополнительный драйв как к развитию и новых услуг, так и к увеличению потребления услуг мобильного Интернета, что положительно может отразиться на доходах операторов, - цитирует Business FM слова аналитика ИКС-Консалтинг Максима Савватина. - Но, безусловно, это достаточно значительные инвестиции с другой стороны для тех же операторов на запуск этой сети».

Что будет с консорциумом, пока предсказать сложно. «Это первое такое соглашение между участниками рынка, требуется согласовать массу вопросов, чтобы найти решение, приемлемое для всех его участников», - объясняет задержку с подписанием соглашения представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Представители «Мегафона» и МТС пока воздерживаются от комментариев. В Yota на запрос «Века» также не ответили.

«Я думаю, что они придут к какой-то договоренности, потому что сеть развивать надо, и чем раньше, тем лучше. Это, само собой, будет компромисс, но это потребует какого-то времени. Потому что, к сожалению, ни операторы «Большой тройки», ни сама Yota, как бы это ей ни хотелось, пока не обладают столь серьезными преимуществами, чтобы ставить друг другу ультиматумы. Такие долгосрочные проекты не решаются в один день», - резюмирует Марина Коробкова.

«На наш взгляд, основным фактором, препятствующим развитию LTE и, в частности, данного конкретного проекта консорциума 4G, остается нерешенный вопрос с конверсией частотного спектра. В ближайшее время ГКРЧ должна рассмотреть предложения консорциума 4G об использовании радиочастотного спектра средствами стандарта LTE. Возможная оценка стоимости компании «Скартел» скорее играет, как минимум, второстепенную роль», - заявила «Веку» аналитик ИК «ФИНАМ» Татьяна Земцова.

Возможно, ситуация с консорциумом действительно прояснится после заседания ГКРЧ, где, как ожидается, «Скартел» получит разрешение на строительство LTE-сетей. Там же, как сообщает ряд СМИ, может быть объявлено о проведении конкурсов, на которых будут разыграны четыре комплекта частот для сетей четвертого поколения. Итоги конкурсов планируется подвести до 1 декабря, но наиболее вероятными победителями считаются операторы «Большой тройки» и «Ростелеком». В этом случае Yota перестанет давить на участников рынка, козыряя своим «частотным» преимуществом.