По мнению экспертов, если предложения правительства будут одобрены, ряд узкоспециализированных вопросов будет обсуждаться не публично, как это происходит сегодня, а в достаточно узком кругу специалистов. Положительной стороной такой реформы станет повышение оперативности принятия решений, а негативной – увеличение рисков коррупционных проявлений, в частности, в вопросах приватизации, пишет «КоммерсантЪ».
Проект изменений в федеральный закон «О правительстве», подготовленный Минюстом, был внесен кабмином в нижнюю палату парламента 20 мая. Документ предусматривает существенное сокращение списка вопросов, которые должны рассматриваться только на заседаниях кабинета. В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, что пересмотр процедуры вызван изменениями, которые произошли за 18 лет действия нынешней редакции закона в политической системе России и механизмах госуправления. О каких именно изменениях идет речь, не уточняется.
В законопроекте оговаривается, что правительство сможет без проведения заседания решать вопросы о приватизации объектов, пребывающих в федеральной собственности, ратифицировать подписанные РФ международные документы, и согласовывать параметры эмиссии государственных ценных бумаг. Кроме того, если сейчас обсуждению на правительственном заседании подлежат все вопросы о выделении безвозвратных дотаций из федеральной казны, а также возвратных со сроком возмещения 2 года и более, то, по новым правилам, обязательным предлагается оставить обсуждение только дотаций на сумму свыше 100 млн рублей.
По мнению профессора Высшей школы экономики, члена правления "Трансперенси Интернешнл* — Россия" Юлия Нисневича, вопросы, для рассмотрения которых больше не понадобится созывать заседание правительства, отдадут в сферу компетенции либо президиума кабинета, либо специально сформированных комиссий, которые будут действовать при профильных вице-премьерах либо министрах. Таким образом, обсуждение будет проходить более закрыто, но, возможно, и более оперативно.
А завкафедрой муниципального и госуправления РЭУ имени Плеханова Руслан Абрамов полагает, что принимать законопроект нельзя, поскольку он позволит прикрывать оперативностью плохо проработанные решения, которые, к тому же, будут доноситься до ведома общества не сразу же, а спустя какое-то время. В результате преимущества, к примеру, при приватизации получат лица, имеющие прямой доступ к подобной информации.