Тем не менее, индекс китайского рынка CSI 300 с января снизился на 14% после падения на 20% в 2022 году. Он отстает от других крупных рынков, в частности от Японии и США из-за беспокойства по поводу замедления роста ВВП КНР и кризиса ликвидности в секторе недвижимости.
На кажущийся стагнирующим рынок устремляются сотни новых компаний. К столь странной ситуации привели значительные изменения в политическом курсе Пекина, лишь усугубившиеся за последний год.
Председатель КНР Си Цзиньпин намерен увеличить объем инвестиций в сектора, которые соответствуют его приоритетам в области госконтроля, национальной безопасности и технологической самодостаточности, и использует фондовые рынки для вливания новых средств с целью перестройки экономики Китая.
«Старая схема, когда при слабом росте стимулируется рынок недвижимости или строится инфраструктура, больше не актуальна, – говорит Кингер Лау, главный стратег по акциям Китая в Goldman Sachs. – Между тем, активность на рынке IPO остается довольно высокой, и очевидно, что власти стимулируют вливание капитала в сферы, считающиеся стратегически важными для Китая».
Лэнс Нобл, руководитель отдела исследований инвестиционного банка CLSA, говорит, что новый подход основан на вертикальной координации ресурсов правительства, промышленности, финансов, университетов и исследовательских лабораторий для ускорения достижения технологических прорывов и снижения зависимости Китая от Запада.
При этом, заставлять рынки следовать приоритетам государства – это значительный отход от политики прошлых властей и прорыночной позиции, которую Си отстаивал, возглавив партию в 2012 году. «Эти меры и реформы идут вразрез с прежней установкой на создание относительно ориентированного на рынок механизма, и существует огромный разрыв между политическими установками и ожиданиями рынка», – рассуждает Чжан Цзюнь, декан Школы экономики Фуданьского университета в Шанхае.
Также нет никаких гарантий того, что долгосрочные инвестиции в чипмейкеров и производителей электромобилей обеспечат создание рабочих мест и рост благосостояния простых китайцев, как это раньше случалось при вложениях в недвижимость и инфраструктуру.
Си призвал к координации инноваций на уровне правительства после серии неудач с вложением средств местных властей в региональных производителей микросхем. Этому также предшествовал коррупционный скандал в Национальном инвестиционном фонде промышленности интегральных микросхем.
Фонд обычно стремился сбалансировать политические цели властей и доходность инвестиций, реинвестируя прибыль во все отрасли. Однако он подвергался критике за то, что зачастую финансировал дешевые и прибыльные компании, занимающиеся разработкой микросхем, не помогая при этом китайским производителям микросхем более высокого класса догнать корейских, тайваньских и других иностранных конкурентов.
Си хочет использовать внутренние фондовые рынки для снижения зависимости от развития недвижимости и инфраструктуры ради стимулирования роста. Однако его новая система ставит политику партии выше прибыли.
Это объясняет, почему высшие партийные деятели ускоряют проведение IPO, но при этом не желают прибегать к масштабному стимулированию рынка недвижимости и инфраструктуры для ускорения экономического роста. По их мнению, возвращение к старой схеме лишь отсрочит неизбежные последствия для закредитованных застройщиков и задержит переход к китайской экономике нового типа.
По мнению Лау из Goldman, ключевым этапом этого перехода должно стать убеждение компаний из таких секторов, как производство полупроводников, биотехнологии и электромобили, в необходимости выхода на биржу. Получив поддержку инвесторов фондового рынка, они смогут масштабировать свой бизнес и помочь стимулировать рост потребительских расходов, необходимый для нивелирования спада, последовавшего за сокращением рынка недвижимости.
Правительство Си уже направило сотни миллиардов долларов из так называемых правительственных фондов в компании, готовящиеся к IPO, которые отвечают государственным приоритетам. Теперь власти ускоряют проведение IPO в Шанхае и Шэньчжэне, одновременно отсеивая заявки на листинг компаний из низкоприоритетных секторов, путем запуска двух взаимосвязанных систем.
Внедренная в феврале система листинга «на основе регистрации», повысила прозрачность размещений на фондовом рынке и положила конец зачастую длительному процессу официальной проверки каждой заявки на IPO со стороны Комиссии по регулированию рынка ценных бумаг. Не менее важна и закулисная система «светофора», в рамках которой регуляторы неофициально сообщают инвестбанкам о том, какие компании действительно должны выходить на биржу. Такие компании, как производители напитков и сети кафе и ресторанов, получают отказ, в то время как заявки компаний, работающих в стратегически важных отраслях, удовлетворяются.
Такой подход чреват проблемами, если инвесторы, рассчитывающие на рост цены в дни торгов, будут сразу «сбрасывать» акции компаний, выходящих на биржу. Надзорные органы защищают себя от такого риска, продлевая период «блокировки» бумаг, в течение которого инвестиционным банкам и другим институциональным инвесторам, участвующим в IPO, не разрешается продавать акции.