Действительно, лишь дважды обладателем главного приза Каннского фестиваля - «Золотой пальмовой ветви» - и обладателем главного приза Академии - «Оскара» за лучшую картину - был один и тот же фильм: «Марти» 1955 года и «Паразиты» 2019 года.
Канны были местом для артхаусных фильмов на самых разных языках, в то время как премия Академии отмечала англоязычные фильмы из Америки или Великобритании. Но в последние годы этот разрыв начал сокращаться - в Каннах иногда показывали более мейнстримовые фильмы, а избиратели премии «Оскар» все чаще выбирали более художественные картины.
Все это заставляет задуматься о том, какие фильмы, представленные на Каннском кинофестивале в этом году, могут претендовать на «Оскар».
Главным претендентом является фильм «Убийцы цветочной луны», рассказывающий об убийствах в индийском племени осейджей в 1920-е годы. Режиссером фильма стал Мартин Скорсезе, который написал его в соавторстве с Эриком Ротом. В фильме снялись два его главных актера - Леонардо Ди Каприо и Роберт Де Ниро, а также Брендан Фрейзер - все лауреаты премии «Оскар», - Лили Гладстон и множество других коренных американских актеров. Поскольку Скорсезе, чей фильм «Таксист» в 1976 году получил «Золотую пальмовую ветвь», решил показать фильм вне конкурса, а не в конкурсе, его новая картина не претендует на призы фестиваля, однако скорее всего поборется за «Оскар», как фильмы «Элвис» и «Топ Ган: Мэверик», которые были показаны вне конкурса на прошлогоднем фестивале и получили номинации на «Оскар» за лучшую картину.
Уэс Андерсон возвращается на фестиваль с фильмом «Город астероидов», действие которого происходит на съезде юных звездочетов в 1955 году. В плане наград Андерсон иногда крайне успешен («Отель Гранд Будапешт»), а иногда абсолютно промахивается (последний его каннский фильм «Французский вестник»).
То же самое можно сказать и о фильме Тодда Хейнса, чей «Май, декабрь», также участвующий в конкурсе, является одним из самых ожидаемых фильмов фестиваля. Это история актрисы (обладательница премии «Оскар» Натали Портман, также участвующая в конкурсе), которая навещает женщину, которую она должна сыграть в фильме (обладательница премии «Оскар» Джулианна Мур, неоднократная коллега Хейнса, в частности, над фильмом «Вдали от рая» 2002 года).
Среди неанглоязычных фильмов, участвующих в конкурсе, три фильма, снятых режиссерами прошлых обладателей «Пальмовой ветви»: «Монстр» - первый японоязычный фильм Хирокадзу Корээды после «Пальмовой ветви» 2018 года и номинации на Оскар за фильм «Магазинные воришки»; «О сухой траве» - турецкоязычный фильм Нури Бильге Джейлана об учителе, обвиненном в жестоком обращении с учеником; и «Идеальные дни» - японоязычный сборник четырех рассказов немецкого режиссера Вима Вендерса.
Финский режиссер Аки Каурисмяки возвращается в конкурс с «Опавшими листьями», трагикомедией, которая является последней частью его серии «Пролетариат».
В конкурсе также участвуют два фильма на итальянском языке: «Химера» с Джошем О'Коннором и Изабеллой Росселлини в главных ролях и режиссером Аличе Рорвахер, чья короткометражка «Ученицы», премьера которой состоялась в прошлом году в Каннах, была номинирована на «Оскар»; и драма «Солнце будущего», соавтором сценария, режиссером и исполнителем главной роли которой является Нанни Моретти и которая уже вышла в прокат в Италии.
Наконец, нельзя обойти вниманием Педро Альмодовара, который возвращается на фестиваль со «Странным образом жизни», короткометражкой с Итаном Хоуком и Педро Паскалем в главных ролях, которая станет его второй англоязычной работой. За этот фильм, права на который уже приобрела компания Sony Classics, он может принять участие в гонке за «Оскар» за лучшую короткометражку.