- Виктор Николаевич, как Вы оцениваете развитие туризма в Курской области?
- К большому сожалению, сегодня туризм в регионе развивается недостаточно, зачастую хаотично и стихийно. Не хватает системной работы по привлечению туристов. Что-то, конечно, делается в этом направлении, но этого недостаточно. Хотя почва для развития туризма здесь очень благодатная. Курская область богата на уникальные места.
- Какие места, на Ваш взгляд, стоит посетить в области?
- Я бы выделил несколько направлений. Во-первых, это паломнический туризм. Например, в Коренную пустынь люди приезжают со всей России. Это, кстати, по негласному рейтингу одно из восьми святых мест православия на Руси. Свято-Николаевский мужской монастырь в Рыльске – городе, который несколько веков был центром одноименного княжества, а сейчас занимает первое место в области по количеству памятников истории и культуры. Среди них, кстати, знаменитый дворцово-парковый комплекс «Марьино», основанный в 1810-е годы князем Барятинским. Знаменский кафедральный и Сергиево-Казанский соборы, а также храм женского Свято-Троицкого монастыря в Курске. В нашей области очень много храмов и соборов.
Во-вторых, исторический туризм. Во время Великой Отечественной войны здесь произошло одно из ключевых сражений – Курская битва, после которой произошел коренной перелом в ходе войны. И многие люди приезжают увидеть землю, на которой воевали их отцы, деды и прадеды, поклониться их могилам. У меня, например, есть товарищ, он живет в Крыму, и в 2015 году он приехал в Курскую область специально искать место, где покоится его дед. Мы нашли захоронение на границе Орловской и Курской областей. Его вся семья провожала, чтобы он увидел эту могилу. У нас много музеев, мемориалов, но пока не хватает инфраструктуры. И надо создавать больше жанровых объектов. Это позволит людям проникнуться историческим духом.
В-третьих, агротуризм. Например, город Обоянь – его традиционно называли «яблоневой» столицей региона. Здесь всегда были крупные предприятия по выращиванию плодовых деревьев, которые в 90-е годы прошлого века разорились, а сады по большей части были вырублены. Сейчас они очень активно восстанавливаются, а бренд «обоянское яблоко» возрождается. И, конечно, наши садоводы считают Яблочный спас своим праздником, он проходит здесь с большим размахом. Также у нас есть уникальный природный биосферный заповедник имени профессора Алехина «Стрелецкая степь» - единственный в мире эталон луговой лесостепи. Эти земли никогда не вспахивались и здесь сохранились уникальные растения, в том числе доледникового периода. Кроме того, многие частные фермеры Курской области готовы принимать у себя туристов и развивать агротуризм, но без поддержки государства им довольно сложно это сделать.
- Сейчас модными становятся гастрономические туры. В вашей области есть «съедобная» карта для туристов?
- Гастрономический туризм, действительно, сейчас активно развивается во всем мире. В России он пока только зарождается. В Курской области в прошлом году состоялась презентация проекта «Гастрономическая карта Соловьиного края» об особенностях региональной кухни. У нас есть все возможности для развития этого вида туризма. Например, есть приграничные районы с Украиной, и там такой колорит! Люди общаются на суржике, смеси русского и украинского языков, у них свои народные костюмы, свои традиции. Находясь там, невольно вспоминаешь гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки». И, конечно же, в этих районах своя кухня - вареники, галушки. Можно развивать интереснейшие фольклорно-гастрономические туры.
- А лично у Вас есть любимые туристические маршруты в Курской области?
- Меня сложно назвать туристом. Я здесь родился и прожил всю жизнь. Каждое место Курской области хорошо по-своему и вызывает разные положительные эмоции. Сегодня моя туристическая деятельность – это посещение районов, входящих в мой избирательный округ. Если ты живешь в квартире-музее, то для тебя это, прежде всего, жилище. А для тех, кто приходит к тебе в гости, – это музей.
- Что, на Ваш взгляд, нужно сделать, чтобы наиболее полно раскрыть туристический потенциал вашего региона?
- Безусловно, многое зависит от компетенции команды управленцев, от их желания что-то изменить, способности предвидеть и планировать, умения продвигать свой регион: надо разрабатывать маршруты, развивать событийный туризм. Сейчас люди стали больше путешествовать по стране, в том числе и по экономическим причинам. Этот тренд надо использовать. В каждом регионе есть свои отличительные черты, уникальные места, просто надо рассказать о них так, чтобы людям захотелось их посетить. В Курской области помимо тех направлений, которые я уже перечислил, есть и другие прекрасные места. Например, галерея имени Дейнеки, где собрано более 8 тысяч экспонатов, среди которых – если мы говорим об отечественном искусстве - работы Поленова, Левитана, Крамского, Коровина, Куинджи и, конечно же, собрание произведений самого Александра Дейнеки. Его работы, кстати, неоднократно выставлялись во многих европейских музеях. Сейчас в обществе большой запрос на искусство, в Москве - очереди в Третьяковскую галерею. Так почему бы не привлечь людей из соседних регионов посетить нашу галерею? Или, например, Курская магнитная аномалия (Михайловский ГОК) – самый мощный в мире железнорудный бассейн, который мог бы стать объектом для индустриального туризма. Особенно, мне кажется, это было бы интересно юношеству.
Но одного продвижения, конечно, мало. Нужно еще и развивать инфраструктуру, вкладывать деньги, привлекать инвесторов. Ведь даже если регион богат на уникальные места, туриста туда не заманишь, если не будет гостиниц, кафе, общественного транспорта и т. д.