В Комитете гражданских инициатив, руководителем которого является экс-глава Минфина Алексей Кудрин, изучили политическую стабильность в российских регионах, а также риски дестабилизации ситуации. При этом во внимание принимался результат политических сил, за исключением единороссов, полученный ими на сентябрьских выборах, наличие массовых протестных мероприятий, а также социально-экономическая обстановка.
Выяснилось, что в группе субъектов с наиболее высоким риском находятся Крым и Севастополь. Причина – регулярные протестные акции, недостаточно высокий уровень дохода населения, а также недостатки политической карты полуострова. Как уточнил соавтор исследования, профессор ВШЭ Николай Петров*, со всей строгостью ситуацию в Севастополе и Крыму аналитики оценивали впервые. Власти республики с оценкой КГИ не согласны. Руководитель министерства внутренней политики Крыма Дмитрий Полонский уверяет, что политическому спокойствию на полуострове может позавидовать любой из субъектов РФ, как и уровню поддержки жителями республиканского руководства.
В нижней части рейтинга политической устойчивости также оказались Питер, Еврейская автономная область и четыре автономных округа – Чукотский, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий. Противоположная ситуация наблюдается в пяти республиках – Бурятии, Башкирии, Адыгее, Дагестане и Алтае. Однако, предупреждают эксперты, за последний год уровень политической стабильности в регионах несколько снизился, и в среднем по РФ находится ниже среднего значения.
По сравнению с прошлым годом, перестановки произошли как внизу, так и вверху рейтинга. Группу потенциально нестабильных субъектов покинули Сахалин и Магадан, зато Чукотка и Еврейская АО из нее выбраться не смогли. На верхних строчках сменились все регионы – год назад самой стабильной считалась ситуация в Белгороде, Брянске, Воронеже, Владимире и прилегающих областях.
Составители рейтинга отмечают, весомым фактором политической неустойчивости является снижение среднего числа политических сил, представленных в местных парламентах, - оно составляет 3,06 фракции вместо прежних 3,16. Причем происходит это на фоне роста числа протестных мероприятий. Впрочем, последние нередко политической повестки не имеют, и вызваны задержками зарплат, простоем общественного транспорта, домашним насилием и схожими проблемами. Вместе с тем, больше стало и пикетов и митингов, вызванных притеснениями свободы слова.