По словам главы этого ведомства, Валерия Назарова, предложение РЖД уже рассматривается межведомственной группой, которая ведет работу по передаче РЖД федеральных активов. Акции НМТП будут передаваться в качестве оплаты допэмиссии акций РЖД в пользу государства. Вместе с тем, непонятна спешка, с которой руководство монополиста стремиться завладеть активами порта. Ведь так компания, возглавляемая Владимиром Якуниным, вступает в прямой конфликт с руководством Минтранса, которое не раз высказывалось против этой сделки.
В том, что РЖД намерена войти в состав акционеров крупнейших российских портов, Владимир Якунин заявлял уже не раз. Напомним, что ранее главный железнодорожник страны утверждал, что компания планирует приобрести активы порта Усть-Луга (Ленинградская область) и Новороссийский морской торговый порт (НМТП). Кроме того, руководитель монополии утверждал, что РЖД планирует покупку долей в уставных капиталах контейнерных терминалов в тех же портах. По его словам, это приобретение позволит обеспечить сквозные тарифы для грузоотправителей. Кроме того, он не исключил возможность строительства собственных грузовых терминалов в морских портах.
Отметим, что в настоящее время в рамках собственной реформы РЖД увлечена созданием различных компаний. Это не может не вызывать опасений у частных операторов. Так, в адрес учрежденной компанией фирмы Рефсервис (рефрижераторные перевозки) поступало огромное количество нареканий как в установлении завышенных цен, так и в лишении возможности независимым компаниям предоставлять свои услуги. А создание грузовой компании до сих пор сопровождается различными скандалами в СМИ.
Понятно, что происходящее не могло не взволновать представителей Минтранса. Так, в ФАГ Росжелдор, структуре, которую контролирует РЖД, заявляли, что ведомство будет против покупки портов. Руководство этого агентства убеждено, что деньги должны идти в профильные активы, а тратить средства на покупку акций портов было бы неправильным. Кроме того, представители Росжелдора утверждали, что если монополист будет принимать подобные шаги, то на совете директоров РЖД представители этого ведомства будут голосовать против.
Все это происходило на фоне резкой критики главой Минтранса Игорем Левитиным работы РЖД. Еще в октябре прошлого года глава этого ведомства на заседании правительства РФ подверг сомнениям уровень прибыли РЖД. Во время обсуждения проектов финплана и инвестпрограммы РЖД на 2007-2009 годы министр заявил, что согласно финансовому плану РЖД чистая прибыль в 2006 г. должна составить 9 млрд рублей. Таким образом, по его словам, произошло бы снижение этого финансового показателя на 8,2% к уровню прошлого года. Однако, словно не обращая внимания на происходящее и фактически игнорируя точку зрения руководства, госкомпания все же обратилась в Росимущество с просьбой о приобретении активов Новороссийского порта. Напомним, что в настоящее время 20% акций НМТП принадлежат государству, 33% Уралсибу, около 34% главе совета директоров НМТП Александру Пономаренко через подконтрольную ему структуру Инвестсбербанк.
О том, что Росимущество намерено расстаться со своими активами НМТП, его представители заявляли не раз. Государство по большому счету могло бы неплохо заработать на этой сделке. Но аукционы по тем или иным причинам постоянно откладывались. А в конце прошлого года выяснилось, что на 100% принадлежащая государству РЖД намерена произвести допэмисссию своих акций в пользу своего собственника в обмен на акции НМТП. Иными словами, организация, возглавляемая г-ном Якуниным, собирается приобрести порт бесплатно. Причем, кроме РЖД, от этой сделки никто не выиграет, ведь Росимущество не получит за это ни копейки.
Вместе с тем, по сообщению Интерфакса, представители этого ведомства уже положительно высказались относительно этой идеи. Вообще, это напоминает лоббирование чьих-то интересов. Вместе с тем непонятно, почему руководство РЖД, игнорируя Минтранс и Росжелдор, фактически рвется в акционеры порта. Чтобы разобраться в этом, следует обратиться к хронике недавних событий. Председатель совета директоров НМТП Александр Пономаренко уже сообщал через свою пресс-службу, что ряд акционеров продолжают переговоры о продаже акций РЖД, а до их завершения часть акций из их доли может быть передана монополии в доверительное управление. Другой акционер, Уралсиб, не раз заявлял, что не намерен продавать или переуступать свои активы в НМТП. Из этого можно сделать вывод, что с активами готовы расстаться или передать их монополисту структуры, подконтрольные Пономаренко. Цель подобной сделки была бы непонятна, если бы не страсть РЖД к созданию различных СП.
Так, в прошлом году совместно с ООО ТрансГрупп АС, подконтрольному Искандеру Махмудову, РЖД создала компанию по перевозке автомобилей. Скорее всего, это было сделано для того, чтобы избежать критики предприятия в монополизации железнодорожного рынка. С другой стороны, будучи на 100% госкомпанией, РЖД все труднее осуществлять свою коммерческую деятельность на фоне неоднократных заявлений о собственной убыточности.
Создав же с одним из акционеров НМТП совместное предприятие по управлению портом, концессионеры могли бы получить контроль над перевозками грузов из порта по железной дороге. А при умелом ведении дел прибыль можно сделать практически неподконтрольной. Ведь РЖД уже создает грузовою компанию, против чего, кстати, также выступали представители Росжелдора.
Век уже писал о том, как в состав акционеров НМТП вошли структуры г-д Пономаренко и Скоробогатько. Писали мы и о том, как происходила приватизация новороссийского порта, а также об уголовных делах, которые возбуждались по деятельности руководства НМТП. На фоне прошлых скандальных историй этим структурам было бы, пожалуй, выгодно свои активы вывести во вновь создаваемую организацию.Схема слияния может быть крайне проста. Вначале монополист получит совершенно бесплатно принадлежащие государству активы порта. А затем, чтобы не раздражать Минтранс и Росжелдор, на их основе создаст совместно с Пономаренко СП. Кстати, косвенные признаки того, что структуры Пономаренко сольются с РЖД, уже есть. На прошлой неделе руководитель НМТП и начальник Северокавказской железной дороги (СКЖД) Владимир Голоскоков провели встречу. Из официальных сообщений стало известно, что обсуждалась выработка единой политики по реализации взаимовыгодных инвестиционных проектов. А если учесть, что подобные встречи крайне редки, то можно предположить, что служащий Якунина и бизнесмен уже обсуждали технические стороны сделки.Следующим шагом в монополизации рынка может стать приобретение Усть-Лужского порта в Ленобласти, о чем Якунин заявлял не раз.
В настоящий момент РЖД контролирует контейнерные, автомобильные и грузовые перевозки. Буквально в конце прошлой недели представители железнодорожников заявляли о создании контейнерной биржи, доступ к которой можно будет получить через сайт Координационного совета по транссибирским перевозкам. Понятно, что контроль над ним будет осуществлять РЖД, что позволит компании окончательно перекрыть кислород независимым операторам. Комментариев от "Инвестсбербанка", "Веку", получить не удалось.