Контроль над судами позволит Беглову изымать недвижимость у бизнеса за бесценок

Правительство Санкт-Петербурга начало подготовку к принудительному изъятию и сносу Дома быта на Лермонтовском проспекте. На его месте планируется строительство вестибюля станции метро «Театральная».

В качестве компенсации губернатор Александр Беглов готов выделить из бюджета 1 миллиард рублей, но собственники объекта с суммой не согласны. По их мнению, рыночная цена значительно выше и готовы обратиться в суд. Судьба исков будет решаться в арбитражных судах Петербурга, контролирующихся близкими к губернатору людьми, что порождает высокие коррупционные риски.

В минувшую пятницу, 13 января, научно-технический совет Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга выбрал места для наземных вестибюлей нескольких станций метро. Один из них появится на месте Дома культуры на Лермонтовском проспекте. Проблема заключается в том, что здание находится в частной собственности и успешно функционирует.

Дом культуры и земля под ним принадлежит АО «Услуга». Компания предоставляет помещения для индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса. По словам совладельца «Услуги» Юрия Филатова, на сегодняшний день в Доме быта работает порядка 100 предприятий, на которых трудится более 600 человек. Особенно недовольны происходящим местные жители, которые направили уже 2,5 тысячи жалоб.

Реклама на веке

Не смотря на несогласие владельцев здания и протесты местных жителей, Смольный намерен принудительно изъять здание и землю у частных владельцев. Взамен им обещают компенсацию в 1 миллиард рублей. Чиновники ставят бизнесменов перед фактом, согласие или несогласие последних не играет ровно никакой роли. Директор консалтинговой компании «Интекон» Игорь Лучков в интервью изданию «Деловой Петербург» отметил, что опротестовать постановление об изъятии объекта практически невозможно, владельцы могут лишь попытаться увеличить размер компенсации через суд, но на это уйдут годы.

«Практика показывает, что если постановление вышло, то все, процесс идет уже независимо от судов. И собственники уже не могут наложить какие-то меры по прекращению стройки. Судиться можно только за размер компенсации, и судиться можно годами», — рассказал Игорь Лучков.

Смольный намерен сделать практику изъятия объектов взамен на минимальные компенсации массовой. В декабре ушедшего года губернатор Александр Беглов в интервью телеканалу «Санкт-Петербург» заявил, что подобное изъятие планируется в Приморском районе под строительство метро. Цена на землю под депо, находящуюся в частной собственности, сразу возросла. Однако Беглов заявил, что «так не пойдет».

«Возьмем, к примеру, Приморский район, мы строим там три станции. А в конце этих стаций должно быть депо. Нет депо – нет метро. А земля там находится в частных руках. Естественно, цена сразу возрастает, потому что все знают – это нужно городу и бюджет заплатит любые деньги. Нет, так не пойдет. Они когда-то приобрели в собственность эту землю. Для чего, для кого – это можно уже перевернуть страничку», — заявил Беглов.

Обращают на себя внимание слова Беглова о том, что не имеет значения, какие планы на землю были у ее нынешних владельцев, что несомненно отразится при расчете компенсации и бизнесменам будут предлагаться минимальные суммы в качестве откупа.

Подобная система напоминает практику рейдерских захватов, когда заинтересованные лица вынуждают предпринимателей продавать свой бизнес или имущество за бесценок. В данном случае в роли этих самых заинтересованных лиц выступает правительство Петербурга во главе с Александром Бегловым.

Остроты ситуации добавляет информация, неоднократно публиковавшаяся в СМИ о приближенных Беглова, контролирующих арбитражные суды Санкт-Петербурга. Так в бытность Александра Беглова полпредом Президента РФ по СЗФО его помощницей стала Елена Малинина. В настоящее время она не только сохранила место в полпредстве, но и вошла в состав квалификационной комиссии Арбитражного суда Петербурга. Комиссия принимает решения о назначении и снятии судей. Экс-сотрудник городской прокуратуры Александр Скуркис называл ее одной из самых влиятельных чиновниц Петербурга.

Самое интересное, что, как указывали СМИ, Малинина не просто бывшая подчиненная Беглова, но и родственница его любовницы Ксении Малининой. Последняя в начале 2000-х годов преподавала вместе с Бегловым в ГАСУ, после чего у нее родилась дочь Александра Александровна Беглова. В последующем Малинина и ее дочь получили от Александра Беглова недвижимости минимум на полмиллиарда рублей.

Но ключевой фигурой в предстоящих спорах бизнесменов со Смольным о размере компенсации может стать бывший чиновник Комитета по земельным ресурсам, а ныне заместитель председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Петербурга Геннадий Лебедев. Свою должность он получил в 2019 году, когда губернатором стал Александр Беглов. Лебедев специализируется на тяжбах по строительным и земельным вопросам. Что показательно, почти всегда его решения выносятся в пользу Смольного. Обращает на себя внимание и еще одно совпадение – вскоре после назначения в арбитражный апелляционный суд благосостояние семьи Лебедева начало стремительно расти. С 2019 года им, его женой и дочерью приобретено престижных иномарок на 21 миллион рублей.

В итоге складывается следующая ситуация. Александр Беглов и подконтрольный ему КРТИ выбирают объекты недвижимости под изъятие, якобы в целях строительства инфраструктуры метро. Владельцев объектов ставят перед фактом – они обязаны отдать свое имущество взамен на минимальные компенсации. Оспорить размер выплат можно лишь в арбитражном суде Петербурга, который находится под контролем лояльных лично Беглову людей, которые и принимают окончательное решение – оставить бизнесмена ни с чем, либо назначить ему щедрую компенсацию. Подобная ситуация провоцирует очевидные колоссальные коррупционные возможности для участников процесса, которые по факту создаются с подачи Беглова и его команды. И крайне маловероятно, что для губернатора это окажется неожиданностью.

Реклама на веке
Звезда сериала «Одни из нас» Белла Рэмси рассказала о своей гендерной идентичности в откровенном интервью Обновление общественного транспорта в городах России