В своей аналитической записке РАНХиГС предлагает перевести эту отрасль здравоохранения на рисковый подход. В качестве инструмента эксперты предлагают использовать «персональные электронные счета» лекарственного обеспечения, что позволит уйти от госзакупок препаратов на год вперед и отслеживать реальную потребность граждан в лекарствах.
Как отмечает глава аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков, система учета лекарственных препаратов значительно повысит точность оценки нуждаемости в медикаментах на будущий год. Кроме того, она позволит предсказывать рост заболеваемости, в частности, эпидемии гриппа. Новая система учета позволит контролировать динамику роста заболеваемости по числу получивших рецепт на соответствующие лекарства.
Логичным решением аналитики называют привязку мотивирующих соплатежей на лекарственные средства для тех, кто ведет нездоровый образ жизни и пренебрегает диспансеризациями.
Индивидуальная система учета препаратов, по мнению экспертов, также позволит решить проблему с получением льготных препаратов. Сейчас претендовать на это могут лишь отдельные категории граждан. При этом из-за значительных объемов госзакупки удовлетворяют лишь «средние по региону» потребности.
Согласно данным статистики, сейчас из госбюджета выделяются средства на обеспечение лекарственными препаратами 4,7 млн. человек (12 тыс. рублей на человека в год). Регионы выделяют средства на закупку препаратов еще для 8,9 млн. человек (2,4 тыс. рублей на человека в год). При этом, как отмечают эксперты, число получателей лекарств значительно занижено, поскольку многие россияне просто не знают, что имеют право на льготу.
В Минздраве признают, что реализация данного предложения принесет несомненную пользу, поскольку во многом отражает тренды в здравоохранении развитых стран. Впрочем, в ведомстве одновременно подчеркивают, что для проведения подобных изменений нет средств.
Отметим, что с таким же предложением уже выступала глава Минздрава Вероника Скворцова. Весной она предлагала государству частично компенсировать стоимость лекарственных препаратов гражданам, которые перенесли операцию на сосудах. В следующем году такая мера обошлась бы федеральному бюджету в 2,4 млрд. рублей. Однако выделение этой суммы из Федерального фонда обязательного медицинского страхования потребовало бы сокращения программы госгарантий, а потому идеи Минздрава реализованы не были.
Впрочем, в условиях дефицита средств в федеральном бюджете финансирование здравоохранения за счет пациентов также не поддерживается: предложение Минфина сократить объем бесплатных медуслуг и ввести соплатежи за лечение не были одобрены ни Минздравом, ни правительством РФ.