Зачем директор «Аэрофлота» платит четверть миллиарда в год за молчание прессы о своих махинациях? Попросив поменять купленный билет на рейс Москва — Малага — Москва с 10 мая на такой же, но 8 мая 2013 года, журналист сначала узнал, к 79 098 ранее внесенным рублям ему придётся добавить ещё 5 с небольшим тысяч. Додолев, подумав, согласился. Затем пассажиру сообщили, что заплатить придётся в несколько раз больше. Евгений отказался и заявил, что готов лететь 10-го, но это стало невозможно. Потому что сотрудница «Аэрофлот» по ошибке аннулировала билет, и теперь нужно было или платить втридорога, или не лететь вообще.
Корреспондент заплатил, но попросил ему объяснить: почему за ошибку персонала должен расплачиваться клиент? Пресс-секретарь «Аэрофлота» во время разговора бросила трубку, а когда Додолев изложил эту историю на сайте «Московского Комсомольца», помянув добрым тихим словом самого генерального директора компании Виталия Савельева, текст публикации по чьей-то команде оперативно исчез не только оттуда, но и из кэша Яндекса.
Евгений резонно предположил, что снятие критической статьи оплачено из сформированной Савельевым «серой» PR-кассы, существование которой не является секретом. По данным Додолева, директор «Аэрофлота» тратит на блокировку любых негативных упоминаний своей фамилии в СМИ от 250 миллионов рублей в год и более. Основная часть суммы передается из «Аэрофлота» наличными в конвертах, так что около 40% до газет и сайтов не доходит, а осваивается эффективными пиарщиками.
Крысы Ходорковского
Зная биографию генерального директора «Аэрофлота», подобным порядкам удивляешься меньше всего. В 1996-2001 году Виталий Савельев возглавлял банк «Менатеп СПб», помогавший хозяину общефедерального «Менатепа» Михаилу Ходорковскому* уклоняться от налогов и не платить долги. «Менатеп СПб» фигурировал в уголовном деле о неуплате налогов на сумму около 50 миллионов рублей. Во время дефолта августа 1998 года, Ходорковский, чтобы скрыть капиталы от кредиторов, переписал на «Менатеп СПб» свои филиалы. Операция оказалась удачной, но, видимо, доля Савельева показалась тому слишком скромной, и ее решили увеличить под видом приобщения банка к глубинам виртуального мира.
После назначения начальником управления автоматизации «Менатепа СПб» близкого к Савельеву менеджера Кирилла Богданова (запомните эту фамилию!) компания Ramax International выполнила для кредитного учреждения заказ на создание системы абонентских платежей «Домашний банк». Делалось это совсем не потому, что система была надёжнее, чем у конкурентов, а услуги её создателей – дешевле. Просто Богданов и бизнесмен Дмитрий Алешкин – фактические собственники Ramax International и партнеры по бизнесу, финансирующие теневые схемы друг друга за счет вверенных фондов.
Например, директором принадлежащих Богданову ООО «Полларс Бета», ООО «Полларс Гамма» и ООО «Единый центр продажи и аренды недвижимости в ММДЦ «Москва-Сити» был назначен сын Алешкина – Андрей Алешкин. Он же стал директором ООО «Полларс Галерея», ООО «Полларс Дельта» и «Полларс Риверсайд», принадлежащих другому совладельцу Ramax International Льву Разумовскому. Зарегистрированы все шесть «Полларсов» по одному тому же мобильному телефону +79161902976. Кстати, Богданов, Алешкины, Разумовский и команда не одиноки, у «Полларсов» есть еще один акционер – ныне живущий в Москве гражданин РФ, в архиве МВД упомянутый в качестве вымогателя.
Нищий хозяин «Мерседесов» и «Хаммеров»
Само собой, с «Домашнего банка» менеджеры отстегивали положенную долю Савельеву. В криминальном мире подобное поведение называется крысятничеством. Однако, Михаил Ходорковский закрыл глаза на аппетиты младшего партнёра. Очевидно, что надувательство кредиторов «Менатепа» принесло куда больше, чем было потрачено на «Домашний банк».
Опыт «Менатепа СПб» пригодился, когда Виталий Савельев после своего увольнения из банка перешел на работу в «Газпром» и перетащил туда же Кирилла Богданова. «Белый» оклад савельевца в ОАО «Газпром» за 2002 год не превысил $60 тыс. При этом реальные траты никак не соответствовали сумме легальных доходов, справка о которых хранится в архиве налоговых органов города Москвы. Сразу после переезда в столицу у Богданова появилось два «Мерседесбенца» (госномера Т003ТК97 и Х444ХВ97), БМВ 760 LI (госномер Е009ТЕ97), «Хаммер» GМ Н2 (госномер Н002УВ97), затем к ним добавились и другие приятные игрушки. Кроме того, Богданов выписался из своих квадратных метров на Невском проспекте и стал собственником московской элитной недвижимости, доставшейся ему в итоге странной схемы с оплатой через все тот же «Газпром».
Когда Алексей Миллер провел ревизию IT-проектов корпорации, порученных Савельеву и Богданову, итогом стало скандальное увольнение обоих. Будущий гендиректор «Аэрофлота» ушел на работу советником в «Связьинвест», занявшись там финансам и вновь IT-технологиям. Одновременно Савельев руководил компанией «ГРОС», где, разумеется, сразу оказалась и трудовая книжка Богданова.
Кирилл Богданов
«Связьинвесту» не удалось отделаться от клана Виталия Савельева столь легкой ценой, как «Газпрому». Ramax International, где Кирилл Богданов успел поработать исполнительным директором, стал подрядчиком госкомпании. Как сообщалось в прессе, Богданов и его будущие коллеги по IT-департаменту «Аэрофлота», обслуживая «Связьинвест» по протекции Савельева, внедрили билинговую систему Amdocs и программное обеспечение, которые обошлись корпорации в абсолютно неадекватные $500 млн. Сколько из этих денег прилипло к волосатым ручонкам гениев интернета – вопрос к суду и следствию.
Коррупционер уходит в небо
Когда Виталий Савельев в 2009 году возглавил «Аэрофлот», Кирилл Богданов стал его заместителем по информационным технологиям. Заказ на создание сайта «Аэрофлота» за 20 милионов рублей, конечно же, оказался у Ramax International и аффилиированных с ней фирм. Например, ООО «Творческая мастерская «Карин», чей менеджер Вадим Назаретян параллельно трудился на должности руководителя проектов в Ramax International, а когда этот забавный факт обнаружился, срочно стер свою фамилию с сайта мастерской.
Портал «Аэрофлота» получился чрезвычайно убогим и, по оценкам специалистов, обошёлся на порядок дороже, чем аналогичные услуги самых квалифицированных разработчиков страны. Пресса делала вывод, что почти все официально потраченные деньги оказались в карманах «эффективных администраторов». Следовательно, получилось наварить только на одном этом распиле более 1000% прибыли — такому могут позавидовать даже главари колумбийской наркомафии.
Им же, кстати, стоило бы изучить опыт ребрендинга слогана компании Савельева. Заменив советский лозунг «Летайте самолетами «Аэрофлота»!» на корявое «Просто летаем только лучше!» Виталий Геннадьевич и соратники списали на это языковое откровение $1 млн. После чего заменили получившееся убожество на нынешний гениальный креатив «Искренне ваш Аэрофлот».
Кадры распилят всё
Каковы расходы по созданию последнего слогана, публично не озвучивалось. Зато можно суммировать себестоимость других управленческих усилий господина Савельева. $20 млн. потерь от коллапса в Шереметьево в декабре 2010 года, произошедшего из-за того, что Савельев забыл купить антиобледенительную жидкость. Или $12 млн., потерявшиеся в ходе загадочной хакерской атаки, на неделю с лишним заблокировавшей электронные продажи билетов, но зато позволившей отстранить от ведения проекта платёжный сервис Assist.
Мелочи типа постоянных задержек рейсов, массовые увольнения опытных пилотов, издание в 2010 году порнокалендаря с голыми девицами в пилотках стюардесс, сотни миллионов рублей, попиленных на спонсорской помощи футбольному клубу ЦСКА, особо наглый лоббизм поставок иностранной авиатехники перечислять можно безконечно. Так что вполне понятно, почему на блокировку медийной огласки этих безобразий выкидываются такие деньги.
Но, что самое наглое, чистка имиджа Виталия Савельева идет за государственный счет: 51,7% акций ОАО «Аэрофлот» находятся в собственности Федерального агентства по управлению госимуществом.