«Мертвая петля» «Аэрофлота»

Грязная и постыдная комбинация руководства главного российского авиаперевозчика против руководителей профсоюза летного состава натолкнулась на достойное сопротивление.

Политика генерального директора компании Виталия Савельева может привести к катастрофе всего воздушного флота России Напомним, что «Общая Газета» сообщала о том, как в результате тщательно спланированной операции с использованием «втемную» представителей силовых структур были задержаны Алексей Шляпников, Валерий Пимошенко и Сергей Кнышов.

Представители Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) и других российских профсоюзов считают произошедшее провокацией со стороны «Аэрофлота», направленной на ослабление позиций профсоюза, либо местью компании за выигранный в июле этого года судебный иск о компенсациях работникам на сумму около миллиарда рублей.

На случившееся резко отреагировала Федерация независимых профсоюзов России, которая просит взять дело под особый контроль, чтобы избежать давления на следствие. «Представляется, что провокация против профактивистов ШПЛС является для компании «Аэрофлот», как минимум, благоприятной ситуацией, поскольку готовит почву для отказа от уже определенных судом выплат компанией летчикам компенсаций в размере миллиарда рублей», уверены в ФНПР.

Реклама на веке

Строго говоря, эта провокация в очередной раз обнажила те острейшие проблемы, которые накопились в «Аэрофлоте» и которые руководство компании не желает решать, при этом всячески подавляя любые инициативы ШПЛС, считает президент профсоюза Игорь Дельдюжев.

Новая волна конфронтации началась в 2009 году с приходом на пост гендиректора компании Виталия Савельева. Он отказался заключать коллективный договор с представителями пилотов, хотя в зарубежных странах, на которые постоянно «кивает» топ-менеджер, такая практика обязательна.

- Однако «Аэрофлот» уже в течение более восьми лет отказывается заключать с нами отдельный коллективный договор, объясняя это тем, что в ШПЛС состоит меньшинство сотрудников «Аэрофлота». Наш профсоюз охватывает большинство пилотов (более 850), но в «Аэрофлоте» на одного пилота приходится десять работников наземного персонала. В апреле 2012 г. транспортный прокурор официально подтвердил, что ШПЛС обладает правом на ведение переговоров и подписание коллективного договора, но «Аэрофлот» не изменил своей позиции, - говорит Игорь Дельдюжев.

Савельев совершенно не понимает, что такое специфика работы летного состава, которая напрямую связана с обеспечением безопасности полетов, говорит глава ШПЛС:

- Взять суд, что мы выиграли, который предписал «Аэрофлоту» выплатить 1 млрд рублей надбавок за вредность и ночные. Что значит вредность, что значит — опасные условия? В лётной работе более ста вредных факторов: это и шум, и вибрации, и сухость и пониженное давление воздуха, и радиация и десинхроноз из-за постоянной смены часовых поясов. Тяжело переносятся и смены климатических зон: из зимы в +30 и обратно. Людей могут списать уже в тридцать пять, кого-то в сорок лет. Смертность среди лётчиков высокая.

Несмотря на это, руководство «Аэрофлота» пыталось сократить время отпуска летчиков, которое, по факту, меньше, чем у «белого воротничка», сидящего в офисе. Однако профсоюзу удалось отстоять права летного состава через суд:

- Сначала они обратились в Минтранс с предложением сократить существующие нормы отпуска для пилотов. Минтранс постановил создать рабочую группу, но в ответ на это руководство компании обратилось в Верховный Суд с иском к Минтрансу. ШПЛС подал заявление об участии в процессе, но нам отказали, а соответчиком назначили Минтруд. Мы сотрудничали с юристами Минтруда и в результате наши доводы прозвучали в суде, который в январе 2013 г. суд отказал «Аэрофлоту» в иске.

Руководство компании, уверен Дельдюжев, сознательно идет на нарушения условий труда и не дает профсоюзам следить за тем, как соблюдаются права летного состава.

- Раньше мы могли следить за режимом труда и отдыха через компьютерную систему «Аккорд»… чтобы полётное время не превышало 90 часов в месяц, чтобы соблюдался отдых между сменами, еженедельный отдых, график отпусков. Зачастую у некоторых пилотов не рабочее, а полётное время доходило до 55 часов в неделю. Прибавьте к этому час перед рейсом и полчаса после, а кроме того - тренажёры, резервы, явки, учёбу... Получается, ещё большее превышение. Сейчас руководство компании нас от «Аккорда» отключило, потому что мы постоянно находили нарушения и обращались к лётному директору, чтобы устранить их.

Кроме того, в компании и масса других нарушений, которые в итоге угрожают безопасности пассажиров.

- На сегодняшний день на А-320, например, по штатному расписанию не хватает порядка 140 командиров. При этом план выполняется, как будто они есть. А это можно сделать только за счёт нарушений: сокращая время отдыха и увеличивая переработки… Выкинули третьего командира и, получается, что на одном рейсе за год 65 миллионов рублей экономии.

Тема высоких заработков пилотов «Аэрофлота», считает Игорь Дельдюжев, муссируется в СМИ специально, чтоб внушить активно озвучиваемый Виталием Савельевым тезис о необходимости приглашения пилотов-гастарбайтеров.

- Цель - создать общественное мнение, что пилоты рвачи и хапуги, поэтому, чтобы создать лоукост, необходимо уменьшить им зарплату и привлечь дешёвых гастарбайтеров. Но зарплата лётного экипажа составляет менее 3% в стоимости билета. Допустим, при цене билета в 30 тысяч рублей, если зарплату пилотам уменьшить в два раза, то билет будет стоить 29 500, а если совсем не платить, то 29 000 руб. Это кардинальная разница?

Слова Дельдюжева подтверждаются данными, приведенными аналитиком ИК Финнам Алексеем Захаровым. По его словам, Савельев жалуется на то, что компании не хватает примерно 140 командиров воздушных судов. Между тем, в стране порядка четырехсот пилотов ищут работу. Конкурс при появлении вакансии доходит до семи человек на место. Савельев идет на прямое передергивание фактов, уверен аналитик, поскольку именно он является главным лоббистом приглашения на работу пилотов-нерезидентов.

Мы против найма иностранцев по многим причинам, говорит Дельдюжев,: во-первых, отечественные лётные училища будут закрываться, и мы потеряем вообще своё лётное образование, как уже потеряли гражданский авиапром. Проиграют и курсанты лётных училищ, и преподаватели, и действующие лётчики, а у них есть семьи — это сотни тысяч людей. Во-вторых, будут бюджетные потери. В-третьих, иностранцев никто не проверяет. Ни у Минтранса, ни у Росавиации не готовы даже проекты документов по проверке квалификации иностранных пилотов, подлинности пилотских свидетельств, документов об образовании, проверке состояния здоровья. Кроме того, эти иностранцы будут иметь доступ к режимным объектам. А это угроза национальной безопасности.

ШПЛС готовится к решительным действиям, тем более что руководство «Аэрофлота» своей провокацией подтолкнула летчиков к консолидации.

- Надеюсь, в ближайшее время эти полностью дискредитировавшие себя руководители будут заменены на способных к диалогу и компромиссу, в «Аэрофлоте» будет очень нужный компании коллективный договор с пилотами, а компания будет работать без нарушений законодательства, безопасно и за доступные деньги возить наших граждан, и не сорвутся такие важные для страны олимпийские перевозки, - говорит Игорь Дельдюжев.

Иначе скоро, благодаря таким савельевым, каждый аэропорт страны превратится в Казань.

«Общая Газета» будет следить за развитием событий.

Реклама на веке
ООН: мирные переговоры по Сирии пройдут в январе Соседом Пехтина в Miami beach стал заммэра Нижнего Новгорода